Как выбраться из долговой ямы, научиться эффективно контролировать расходы и начать путь к финансовому благополучию. Показываю на собственном успешном примере в рамках челленджа #финансовая грамотность .
Я – предприниматель с 2014 года. Работаю удалённо из Индонезии. Есть свое ИП. Плачу страховые взносы и налог 6% со всех поступлений. 80% деятельности проходит через счёт в банке. Что это значит, чем выгодно и чревато?
Как легко накопить долги
Пару лет назад у меня возникли проблемы с налоговой – я вовремя не уплатил взносы и задолжал этому ведомству 30 тыс. рублей. А ещё надо мной «висел» кредит в размере 100 тыс. рублей, который я также не платил в расчёте исправить ситуацию с появлением средств.
Что характерно, деньги-то в определённый момент появились, а вот желание погасить долг – нет! На вышеупомянутую сумму в 100к руб. я купил билеты в Гонконг, а затем в Китай, где планировал начать новую жизнь. Как несложно догадаться, пресловутая новая жизнь не заладилась, и я вернулся туда, откуда вышел.
Естественно, в какой-то момент пришло требование выплатить все долги, коих тогда накопилось около 200 тысяч. К слову, в эту сумму также включались долги за коммунальные услуги, о которых я совершенно забыл. Ощущения от ситуации и ближайших перспектив были так себе…
Как я всё исправил
Приняв волевое решение всё изменить, я начал изучать информацию про финансовы тонкости, наткнувшись в итоге на материалы компании «Нескучные финансы». Это не реклама, а скорее выражение благодарности. Постепенно я освоил принципы базовой отчётности, внедрил их в свою жизнь и начал регулярно применять.
К слову, на всё про всё ушло 8 месяцев, поскольку поначалу было сложно понять, зачем нужно вести платёжный календарь даже если у тебя всего несколько поступлений от клиентов и минимум расходов. Всё стало понятно лишь в процессе, когда я успешно закрыл нависшие вопросы с долгами и любимой налоговой. Также я перестал занимать деньги у друзей/банков, и начал занимать у самого себя. Как, спросите вы? Докладываю.
- Во-первых, я откладываю 10% прибыли в собственный «Чёрный фонд», откуда извлекаю их деньги лишь в крайних случаях. Вот так просто.
- Во-вторых, я настроил автоматическое списание 7% (6% налог + 1% свыше 300 тыс. для ИП в год) ото всех поступающих средств в «налоговую копилку». Когда приходит время платить налог, средства берутся с этого счёта.
- В-третьих, я приучил себя вовремя платить все взносы. Лично мне удобней всего делать это через сервис онлайн-бухгалтерии для предпринимателей «Эльба». Поскольку у меня нет наёмных работников, сервис обходится всего в 2100 руб. в квартал. Удобство заключается в том, что сервис сам считает сколько и куда нужно заплатить, своевременно напоминая об этом. Взносы я плачу в период за 25 дней до уплаты налога ИП, а затем плачу налог на сумму меньше уплаченных взносов. Вот и всё.
Опять же, это не реклама, а констатация личного опыта – подобных сервисов довольно много, выбирайте любой понравившийся!
В чём секрет успеха
Секретов и сложных схем здесь нет – всё зависит лишь от вашего желания завести для себя несколько простых правил и строгого их соблюдения.
Для меня таковыми являются:
1. Своевременное отчисление 7% с дохода в Налоговый фонд.
2. Отчисление 10% с личных доходов в «Чёрный фонд».
3. Разграничение личных и бизнес-финансов, даже если ты ИП.
4. Регулярное ведение всех отчётов
5. Запрет на извлечение из бизнеса больше положенного кол-ва средств.
Подробней об отчётах
№1: ДДС. Свой день я начинаю с заполнения главного финансового отчёта – ДДС (движение денежных средств). ДДС показывает куда уходят и откуда приходят деньги, освещая финансовый поток.
С помощью этого отчёта расходы и доходы наглядно распределяются по категориям. Если вести отчёт хотя бы 4-6 месяцев, становится понятной динамика движения средств. Также отчёт в реальном времени отображает сколько есть денег, и на каких они счетах. Ну, или сколько денег в каждом фонде, если счёт всего один.
Например, у меня на одном счету есть оборотные средства и маркетинговый фонд. Чтобы их случайно не объединить, достаточно заглянуть в ДДС. Также из ДДС можно автоматически подтягивать данные для отчёта ОПиУ и Баланса.
Платежный календарь. С помощью ПК можно спрогнозировать сколько, когда и кому уйдёт денег, а также увидеть кто и когда должен заплатить. Главная задача этого отчёта – вычислить вероятный момент кассового разрыва. По сути, он прогнозирует будущее и помогает его контролировать.
ОПиУ и Баланс. Эти два отчёта являются "навигационной звездой" в долгой перспективе. Если честно, я пока не совсем понял, как именно работает Баланс в моём бизнесе, зато прекрасно научился оценивать чужие!
Всякий раз, когда кто-то расхваливает свой бизнес я задаю следующие вопросы:
• Какая рентабельность бизнеса
• Какая маржинальность продукта
• Сколько денег в дебите и кредите
• Ведёт ли собственник отчёты ДДС, ОПиУ и Баланс
Получив на них ответы, можно сразу же составить довольно точное представление о человеке и его бизнесе, применив полученную информацию с пользой для себя.
Вот и весь сказ – искренне желаю вам научиться контролировать свои финансы и очень надеюсь, что мой опыт вам в этом поможет!