Найти тему
Афиша

«Непосредственно Каха»: что нужно знать о самом кассовом русском фильме осени

С 12 ноября в российских кинотеатрах царит «Непосредственно Каха» — южнороссийская комедия от режиссера Виктора Шамирова («Игра в правду», «Со мною вот что происходит»). «Афиша» рассказывает, что особенного в этом фильме, что за две недели он собрал почти 400 млн рублей.

Жестокосердная сатира на южные нравы

Централ Партнершип
Централ Партнершип

Спаситель российского кинопроката в ноябре — фильм Виктора Шамирова («Дикари», «Со мной вот что происходит») вырос из шоу Артема Карокозяна на YouTube-канале KTV и художественно его перерос: картина снята борзо и, не побоимся этого слова, довольно круто. По сюжету Каха (Артем Карокозян) вместо со своим закадычным и неудачливым другом Серго (Артем Калайджян) немного стритрейсит, а когда видит писанную красавицу-гонщицу Софу (Нана Муштакова), то немедленно в нее влюбляется, однако ситуация осложняется тем, что у него есть конкурент на «бумере», поэтому начинается «Форсаж». Каха отчаянно ищет деньги на то, чтобы проапгрейдить свою «копейку» — и ради этого идет на воровство, да что там — на настоящий криминал!

Если показать этот фильм прогрессивной американской прессе, то у нее наверняка глаза полезут на лоб и волосы встанут дыбом: на Западе так, на грани фола, больше не шутят и не снимают, но у России, как известно, свой путь, поэтому фильм изобилует запрещенными юмористическими приемами и не щадит никакого — в том числе и главных героев. Это очень похоже на дилогию «Горько!» (ручная камера, расхристанная гопота, семейные и дружеские узы, жизнь кишками наружу), за тем, конечно, важным отличием, что Жора Крыжовников своих героев любит, а вот Шамиров — не очень. Главные герои — натурально Бивис и Баттхед, два отмороженных типа, которые состоят в сложных созависимых отношениях. При этом у Серго вроде бы есть сердце — он неловко ухаживает за незрячей девушкой Миленой (Марина Калецкая) и постоянно выручает Каху, но вместо благодарности вечно получает от него тумаки. У Кахи же сердца, кажется, никогда не было — использую его же терминологию: он — конченый тип (причем окончательно и бесповоротно).

И в этом смысле фильм Шамирова не столько развлекательная комедия на максимально глупом, летнем и солнечном вайбе, сколько жесточайшая сатира на южные нравы (действие происходит в Сочи); крайне мизантропическое кино. Не мизогинистское, не гомофобное, не сексистское, не шовинистское, а именно — мизантропическое. Герои существуют в девятом круге ада, из которого нет выхода — и это выглядит настолько страшно, что даже гонки в стиле «Форсажа» не сильно разгоняют шутки, хотя как бы смешного тут много. В общем, совершенно непонятно, как ко всему этому относится, особенно учитывая то, что Шамиров еще и злоупотребляет тропом «белый спаситель» — единственным приличным мужчиной в этой истории оказывается русский (Данила Иванов), с двумя операторами снимающий про кавказцев кино. Как бы то ни было это очень любопытное социокультурное явление, тут есть над чем подумать — и чему ужаснуться. Спешите видеть (или нет)!