Найти тему
Валерий Бо | Graphica Club

Эрнст Опплер. Как изменилась судьба художника после встречи с русским балетом?

Мы хорошо знаем слова Достоевского о средстве спасения мира. А может ли что-то в нём изменить балет? Я точно знаю, что может. Пусть и немного.

В 1909 году Эрнсту Опплеру было чуть больше сорока лет. Респектабельный, хорошо обустроившийся в обществе, он слывёт востребованным портретистом и пишет в своё удовольствие пейзажи, которые неплохо продаются. Коллеги по цеху его тоже уважают, ведь Макс Либерман пригласил его стать одним из соучредителей Берлинского Сецессиона.

Эрнст Опплер (1867 - 1929) из серии "Русские балеты"
Эрнст Опплер (1867 - 1929) из серии "Русские балеты"

Календарь ведёт отсчёт нового столетия, но по точному замечанию Ахматовой настоящий 20-век ещё совсем не наступил. Вкус жизни создают многочисленные выставки, призы, поездки по Европе, благонравное интеллектуальное окружение. Хотя в это время в Германии, если не властно, то громко шествует экспрессионизм, он этого как будто не замечает. Во всяком случае не особенно реагирует. Картина мира, в том числе художественная, кажется уже сложилась.

Однако в жизни всегда есть место переменам, ведь Судьба ведёт собственную игру. 5 мая 1909 года стало поворотным днём не только в творчестве Опплера, но и шагом в историю. Дело в том, что тогдашний секретарь Сецессиона, галерист и издатель Пауль Кассирер устроил в Германии двухнедельные выступления Русского Балета. Перед гастролями для членов Сецессиона было дано закрытое представление.

Эрнст Опплер (1867-1929) "Анна Павлова", офорт, акватинта
Эрнст Опплер (1867-1929) "Анна Павлова", офорт, акватинта

Действо сильно отличалось от занимавших тогда внимание публики Айседоры Дункан и сестёр Визенталь. Зрители были потрясены совершенством танца и новаторством хореографии. Многих очаровала солистка Анна Павлова. С этого момента танец магия кажимости, игра страсти и воли завладели художником.

Позднее балерина так говорила об этом выступлении:

«Чрезвычайно дружественный приём, который я получила во время моего первого гастрольного выступления в Берлине, имел особое значение. Это сильно воодушевило меня, потому что я совсем не была уверена в своей победе, когда собиралась показать искусство, о котором забыли в Европе. И с большой благодарностью я должна вспомнить Берлинский Сецессион, который сразу же признал меня и отпраздновал меня и мою труппу банкетом в отеле Esplanade».

Изображение балетных персонажей не было чем-то новым. У Эдгара Дега этой теме посвящено большое количество работ. Но Опплеру удалось найти свой подход. Он получил разрешение у Дягилева присутствовать на репетициях и в закулисье, много изучал движение и делал бесчисленные зарисовки. Для того, чтобы рисовать в затемнённом помещении он изобрёл ручку с подсветкой. А с 1912 года художник почти полностью посвятил себя запечатлению постановок русского балета.

Опплер посещал выступления балета не только В Берлине, но специально приезжал на них в Париж и Лондон. Безусловной музой для него была Анна Павлова. А офорты с ней в роли «Умирающего лебедя» репродуцировались и выходили в виде открыток.

Художника не интересовали безымянные танцоры, его целью были главные действующие лица – Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Адольф Больм, Михаил Фокин, Леонид Мясин, импресарио Серж Дягилев.

Все свои офорты он выполнил по зарисовкам с натуры. Только Павлова танцевала для него в студии. Её естественный каприз был вызван тем, что, по мнению балерины, у художника были неточности в отображении движения.

Эрнст Опплер (1867-1929) "Анна Павлова", офорт, акватинта, 18 x 21,5 см
Эрнст Опплер (1867-1929) "Анна Павлова", офорт, акватинта, 18 x 21,5 см

Большинство выразительных офортов с Павловой построено на контрасте чёрного и белого, где свет изящно отрицает тьму. Возможно, в этой иллюзорной драме света частично скрывается суть театрального действа, которое пришло на смену мистерии. Вряд ли в театре ищут подлинность страстей. Из зрелищ, организованных людьми после мистерий, они существуют только в акте казни.

Эрнст Опплер (1867-1929), Русский балет, офорт, 17х24 см
Эрнст Опплер (1867-1929), Русский балет, офорт, 17х24 см

Время показало, что союз с Судьбой сложился у Опплера вполне удачно – ставка на звёзд балета принесла художнику успех. В немалой степени благодаря им он остался известен и до наших дней. А недавно в Германии в честь юбилея графика прошла выставка «Der Maler Ernst Oppler. Berliner Secession & Russisches Ballett».

Так может ли балет что-то изменить в мире? Вероятно может, раз немцы отмечают 150-летие своего художника выставкой, полностью посвящённой русскому балету. И это происходит в обстоятельствах, о которых мы хорошо знаем.

Валерий Бо

Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.