Мы хорошо знаем слова Достоевского о средстве спасения мира. А может ли что-то в нём изменить балет? Я точно знаю, что может. Пусть и немного.
В 1909 году Эрнсту Опплеру было чуть больше сорока лет. Респектабельный, хорошо обустроившийся в обществе, он слывёт востребованным портретистом и пишет в своё удовольствие пейзажи, которые неплохо продаются. Коллеги по цеху его тоже уважают, ведь Макс Либерман пригласил его стать одним из соучредителей Берлинского Сецессиона.
Календарь ведёт отсчёт нового столетия, но по точному замечанию Ахматовой настоящий 20-век ещё совсем не наступил. Вкус жизни создают многочисленные выставки, призы, поездки по Европе, благонравное интеллектуальное окружение. Хотя в это время в Германии, если не властно, то громко шествует экспрессионизм, он этого как будто не замечает. Во всяком случае не особенно реагирует. Картина мира, в том числе художественная, кажется уже сложилась.
Однако в жизни всегда есть место переменам, ведь Судьба ведёт собственную игру. 5 мая 1909 года стало поворотным днём не только в творчестве Опплера, но и шагом в историю. Дело в том, что тогдашний секретарь Сецессиона, галерист и издатель Пауль Кассирер устроил в Германии двухнедельные выступления Русского Балета. Перед гастролями для членов Сецессиона было дано закрытое представление.
Действо сильно отличалось от занимавших тогда внимание публики Айседоры Дункан и сестёр Визенталь. Зрители были потрясены совершенством танца и новаторством хореографии. Многих очаровала солистка Анна Павлова. С этого момента танец – магия кажимости, игра страсти и воли завладели художником.
Позднее балерина так говорила об этом выступлении:
«Чрезвычайно дружественный приём, который я получила во время моего первого гастрольного выступления в Берлине, имел особое значение. Это сильно воодушевило меня, потому что я совсем не была уверена в своей победе, когда собиралась показать искусство, о котором забыли в Европе. И с большой благодарностью я должна вспомнить Берлинский Сецессион, который сразу же признал меня и отпраздновал меня и мою труппу банкетом в отеле Esplanade».
Изображение балетных персонажей не было чем-то новым. У Эдгара Дега этой теме посвящено большое количество работ. Но Опплеру удалось найти свой подход. Он получил разрешение у Дягилева присутствовать на репетициях и в закулисье, много изучал движение и делал бесчисленные зарисовки. Для того, чтобы рисовать в затемнённом помещении он изобрёл ручку с подсветкой. А с 1912 года художник почти полностью посвятил себя запечатлению постановок русского балета.
Опплер посещал выступления балета не только В Берлине, но специально приезжал на них в Париж и Лондон. Безусловной музой для него была Анна Павлова. А офорты с ней в роли «Умирающего лебедя» репродуцировались и выходили в виде открыток.
Художника не интересовали безымянные танцоры, его целью были главные действующие лица – Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Адольф Больм, Михаил Фокин, Леонид Мясин, импресарио Серж Дягилев.
Все свои офорты он выполнил по зарисовкам с натуры. Только Павлова танцевала для него в студии. Её естественный каприз был вызван тем, что, по мнению балерины, у художника были неточности в отображении движения.
Большинство выразительных офортов с Павловой построено на контрасте чёрного и белого, где свет изящно отрицает тьму. Возможно, в этой иллюзорной драме света частично скрывается суть театрального действа, которое пришло на смену мистерии. Вряд ли в театре ищут подлинность страстей. Из зрелищ, организованных людьми после мистерий, они существуют только в акте казни.
Время показало, что союз с Судьбой сложился у Опплера вполне удачно – ставка на звёзд балета принесла художнику успех. В немалой степени благодаря им он остался известен и до наших дней. А недавно в Германии в честь юбилея графика прошла выставка «Der Maler Ernst Oppler. Berliner Secession & Russisches Ballett».
Так может ли балет что-то изменить в мире? Вероятно может, раз немцы отмечают 150-летие своего художника выставкой, полностью посвящённой русскому балету. И это происходит в обстоятельствах, о которых мы хорошо знаем.
Валерий Бо
Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.