Найти тему
МосАвтоЮрист

Ремень безопасности: какова эффективность при ДТП?

Московские дорожные камеры этой осенью начали "учиться" с помощью нейросети распознавать водителей, игнорирующих требование пристегиваться ремнями безопасности (а так же пользующихся за рулем сотовыми телефонами). А между прочим, правило об использовании ремня безопасности появилось еще в СССР, в далеком 1979 году. Но до сих пор многие пристегивают их, дабы избежать неприятностей при встрече на дорогах с инспектором ГИБДД, а не ради собственной безопасности. А зря: законы физики - не сотрудники ГИБДД, обмануть их - как ни старайся - не получится.

Немного теории: при ударе о препятствие непристегнутый водитель «летит» на рулевое колесо со скоростью, примерно равной эффективной скорости удара. Скорость, которую набирает человек при падении с пятого этажа, при ударе о землю - менее 60 км/ч. От повреждений при таких «нагрузках» выживает примерно половина. Добавим еще 4 этажа: при падении с девятиэтажки скорость будет около 80 км/ч. Выживают лишь единицы.

Подушки безопасности и удачно выбранная поза позволяют смягчить удар, сделав выживание на 60 км/ч весьма вероятным, а на 80 км/ч - более реальным. Но я бы сильно на них не рассчитывал. Прибавим 40 км/ч к относительно безопасному значению (которое в среднестатистических авариях ближе к 60) - и вы гарантированно обладатель травм, несовместимых с жизнью: что бы вы ни делали, и какая бы продвинутая система безопасности в вашей машине ни была установлена.

Теперь добавим в к этим расчетам наличие пристегнутого ремня безопасности. Теперь ваш «запас прочности» гораздо выше - критической цифрой будет уже плюс 100 км/ч к безопасной скорости, и выйти за эти пределы будет не так просто. Отметим, что в неудачных ситуациях (вылет на обочину или под грузовик) обе цифры следует поделить пополам.

Подитожим: ремни увеличивают шанс выжить в 2,4 раза (на 70%). При лобовом столкновении - в 2.3 раза, при ударе в бок авто - в 1.8 раз, а если машину опрокинет/перевернет - в 5 раз.

Еще нагляднее необходимость пристегиваться видно в исследовании шведских ученых, проанализировавших 28 780 ДТП:

-2

Так что если штраф в тысячу рублей (статья 12.6. «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов») вам не страшен - задумайтесь о жизни: как своей, так и ваших пассажиров.

Поделитесь этой статьей с друзьями и близкими. Быть может, именно она поможет им не забывать пристегиваться и выбросить "заглушки" для ремней безопасности. На дорогах Москвы в 2019 году погибло 440 человек: так давайте сделаем все от нас возможное, чтобы эта статистика обошла нас и наших близких стороной.