Для интервью этого номера я встретился с ветераном поискового движения Михаилом Кольцовым в пятничном клубе на Старом Арбате. Михаил - один из завсегдатаев клуба уже много лет.
В. Р.: Расскажи о себе нашим читателям. Как долго ты занимаешься металлодетекторным поиском? Почему тебя заинтересовало это хобби?
М. К.: Поиском я занимаюсь больше 20 лет, с конца 1996 года. На огороде под Рязанью как-то совершенно случайно нашел монету, и очень захотел узнать о ней. Помыл ее, оказалось, что мне посчастливилось найти деньгу. Стало любопытно. А дальше все было, как и у многих: справочники, поиск по интернету, поездки на известный рынок на Таганке. Там впервые услышал слово «копанина». Узнал о металлодетекторах. Первый свой прибор собрал сам, по схеме, найденной в журнале «Радио».
В. Р.: А как у тебя появился первый «настоящий» прибор?
М. К.: Через некоторое время в интернете наткнулся на сайт магазина «Родонит». Приехал туда и был поражен количеством и разнообразием приборов. Начал копить деньги, через некоторое время купил «Tesoro Silver» и с этого момента заболел приборным поиском навсегда. Должен сказать, что этот детектор я до сих пор считаю лучшим детектором для начинающих.
В. Р.: Расскажи о своих находках в те годы и временах, когда поисковики в полях были большей редкостью, чем находки. Что изменилось с тех пор?
М. К.: Разумеется, находок было гораздо больше, так как, естественно, поисковиков в полях можно было встретить очень редко. И человека с прибором часто принимали либо за искателя воды, либо за представителя какой-нибудь службы, определяющего радиоактивность или химический состав почвы или ищущего мины. Каких только вопросов не задавали! А когда узнавали про мое хобби, сразу спрашивали: «А сколько золота вы нашли?», считая, что человек с прибором ищет исключительно золото или золотые самородки. При виде найденных пуговиц с конской сбруи или старых медных монеток выражали полное недоумение. Сейчас времена изменились, и поисковиков на некоторых полях гораздо больше, чем находок. Да и полей осталось очень мало - застроены коттеджными поселками, отданы под промышленные нужды.
В. Р.: Ты состоишь или состоял в каких-либо поисковых клубах или ассоциациях?
М. К.: Уже очень долгое время являюсь членом клуба «Раритет».
В. Р.: Расскажи о создании ИИО «Клуб «Раритет» и организации встреч членов клуба вживую. Когда это началось, где проходили встречи, кто приходил и т. д. Чем лично тебе интересны эти встречи?
М. К.: Сначала встречи поисковиков проходили в помещении на Каланчевской улице. Огромную роль в создании клуба сыграл Николай Михайлович Соловьев - писатель, историк, бессменный председатель клуба. Там я познакомился со многими интересными людьми, с которыми поддерживаю связь до сих пор. Затем все стали собираться в магазине «Родонит» на Первомайской. Это были очень интересные и познавательные встречи, на которых создавались группы по интересам, люди планировали совместные поездки, обсуждали интересные находки и делились опытом.
В. Р.: Расскажи о самом первом слете клуба.
М. К.: Первый слет, который организовывали энтузиасты клуба «Раритет», проходил в 2002 году во Владимирской области. Собралось больше ста человек, и для «безлошадных» поисковиков был заказан автобус, доставивший их к месту соревнований. Это было первое мероприятие, на котором собрались единомышленники разных возрастов, увлеченные металлопоиском. Впервые был проведен конкурс на поиск специально зарытой золотой монеты, которую, кстати, сумел найти мой четырнадцатилетний сын, заняв в конкурсе первое место.
Часть наиболее ценных находок, найденных на соревновании, были переданы в музей.
Этот слет оказался стартовым для проведения дальнейших ежегодных встреч.
В. Р.: Какую из своих находок ты считаешь самой интересной с исторической точки зрения?
М. К.: Медное пуло, найденное на огороде в Рязани, и серебряный дирхем из-под Коломны. А вообще я считаю, что любая находка является интересным предметом с исторической точки зрения.
В. Р.: Какие еще интересные находки у тебя были?
М. К.: Полусгнивший кошелек, в котором было ровно 2 рубля 87 копеек. Именно столько стоила бутылка водки в советские времена.
В. Р.: Самые интересные найденные тобой монеты?
М. К.: 12 спекшихся в пожаре серебряных гривенников Екатерины II. Все монеты интересны, в каком бы состоянии они не были.
В. Р.: Сталкивался ли ты с мистическими событиями в полях? Может, случались и просто какие-либо необычные случаи?
М. К.: Когда рассматривали фотографии с самого первого слета, заметили странный предмет в небе, зависший над поляной. Все пошутили, что слет проходит под наблюдением НЛО. Забавно, что предмет виден и на кадрах киносъемки. Что это было - неясно до сих пор.
В. Р.: Ты что-нибудь коллекционируешь?
М. К.: Да. Очень люблю пуговицы-гирьки, металлопластику. Ну и, разумеется, монеты.
В. Р.: Сотрудничаешь ли ты с какими-нибудь музеями или археологами?
М. К.: Во время работы в Финансовой Академии сотрудничал с нумизматическим музеем Академии, и многие свои находки передавал в музей.
В. Р.: Твои пожелания нашим читателям?
М. К.: Отправляясь в поле с детектором, не забывайте, что нужно закапывать ямки после себя, а иначе многие поля приобретают вид лунного пейзажа, из-за чего местные жители негативно относятся к человеку с детектором.
Удачи и интересных находок!
Вадим Рыбаков (DOC)
Альманах ДЕНЬГА №1 (18) Декабрь 2017