Найти тему
Загадки истории

Институты благородных девиц в России: что с ними было не так

Когда упоминают институты благородных девиц, сразу рисуются образы: женская элита, дамы, воспитанные в лучших традициях, прекрасные манеры и так далее. Часто тут же вспоминают СССР: дескать, в царские времена были настоящие женщины – благородные, умные, безупречные. А в Советском Союзе героинями были кто: колхозницы, рабочие, дамы-трактористы и комбайнёры?

Интеллигентному человек после этого остаётся только сделать грустное лицо и вздохнуть. Дескать, всё мы потеряли.

Но не надо делать поспешных и поверхностных выводов. Всегда нужно глубоко разбираться в вопросе.

Что из себя представляли российские институты благородных девиц. Если кратко, то это были «казармы».

Девушки жили в спартанских условиях. Из постельного им выдавали пару простыней и тонкое одеяло. Нам, людям с центральным или индивидуальным отоплением, трудно представить, что такое тонкое одеяло в том же Смольном зимой, когда помещение сложно хорошо прогреть, и температура в нем держится на уровне плюс 10 градусов по Цельсию.

-2

У меня перед началом отопительного сезона в квартира воздух может остывать до плюс 20 градусов. И кажется, что это очень и очень холодно.

А в плюс 10 жить тяжело. Это всё равно, что ночевать в конце сентября на улице.

При этом у девушек был чёткий режим дня. Вставать им нужно было в 6 часов, а ложиться спать – в 22.

С питанием не всё было хорошо. Многие девушки, которые выпускались из институтов благородных девиц, потом писали мемуары. В одном из таких трудов указано, что на завтрак давали тоненький кусочек хлеба с небольшим слоем сливочного масла. Обед состоял из супа без мяса, кусочка жаренного мяса и пирожка с повидлом. На ужин давали чай и половину булочки. В пост с питанием всё было намного хуже.

-3

Но с несовершенством бытовых условий вполне можно смириться. Конечно, приятнее жить в тёплой квартире и иметь холодильник, набитый едой. Только это всё не главное.

Важно, что представляет собой человек в духовном и интеллектуальном смыслах.

А тут с институтами благородных девиц всё было не очень хорошо.

Надо отметить, что в века до 20-го женщин рассматривали в качестве дополнений к мужчинам. Поэтому считалось, что даме нужно освоить хорошие манеры, выучить французский и уметь хорошо преподнести себя.

-4

Другие науки, помимо языка, преподавались, но поверхностно. Считалось, что уметь читать благородной даме не нужно.

Вот и получалось, что в Смольном и в других местах воспитывали «вежливых пустышек». Которые плохо разбирались в том, что происходит в обществе, в государстве, в политике. У них была одна задача: осчастливить какого-нибудь состоятельного мужчину с хорошей родословной.

Воспитанием личностей в институтах благородных девиц не занимались. Наоборот: в учреждениях присутствовали классные дамы – из бывших выпускниц, которые следили за порядком. Рассказывают, что до рукоприкладства, как в худшие времена в российской армии, дело не доходило, но эти самые дамы вполне могли оскорбить или наказать воспитанниц института.

-5

Дошло до нас такое воспоминание: девушка пишет, что, впервые оказавшись в институте, видела, как некоторые воспитанницы стоят в простенках, другим – запрещено сидеть за столами – можно только стоять, была девушка к плечу которой был приколот чулок – она его плохо зашила.

Корней Чуковский до начала Первой мировой удивлялся, что девушки из благородных институтов находятся в какой-то своей реальности. Он приводил якобы реальный вопрос одной девицы к другой: «Если увидела призрака, нужно ли ему делать реверанс?».

Так что, вероятно, подобные институты воспитывали не элиту, а, скорее, наоборот.