Театр Романа Виктюка – это место, где через игру, вознесённую до мифического ритуала, раскрывается подлинная природа человека. Здесь нет места для полутонов, все на разрыв аорты!
Ключевая тема в творчестве Романа Григорьевича – любовь. На первый взгляд, довольно банальное определение… Но любовь для режиссёра была далека от приторных мелодраматических историй, приукрашенных эмоциональными вздохами.
Любовь являлась главным оправданием жизни, которая, как откровенно признавался мастер, на самом деле – «кошмарная» вещь. В его спектаклях про чувства кричали во всё горло, и этот рёв беспощадно разрывал тело актёров, превращая мышцы в прекрасные изгибы.
Живописность красивых тел помогала обогащать текст, раскрашивать его доселе неизвестными таинственными смыслами. Через кончики длинных пальцев высвобождался электрический разряд и заражал всех причастных невидимой силой, которой ничего не страшно.
Тело болезненно ломается, змееподобно извивается, замирает в причудливых, но органичных позах. И именно тело становится проводником звуков, сливающихся в речь, всегда поэтизированную, певучую, бархатистую, дрожащую, как капля росы на траве.
Невозможно кого-то другого, кроме Романа Виктюка, представить в пёстрых, кричащих, необычных пиджаках, элегантно подчеркивающих фигуру. На другом человеке эта одежда выглядела бы нелепо и смешно!
Смелость в одежде будто выражала внутреннюю храбрость и бескомпромиссность. И конечно же, в этом видится жадность в поиске красоты, того идеала, что обессмертил когда-то древнюю культуру. Вместе с тем, театр Виктюка космополитный, с выраженной тягой к эротизму, где он обретает идеальную форму священнодейственного акта.
Роман Виктюк, всю жизнь сторонящийся пошлости, всегда шагающий не вдоль, а поперёк построил свой театр, не боялся браться за новые малоизвестные пьесы, говорил всегда громко и с вызовом, но минуя бессмысленное противостояние. Ведь его театр – это место для священной службы, а не поле боя!
Автор – Елена Жатько