Найти в Дзене
Татьяна Шестакова

Цифровизация и её изнанка

Фото автора
Фото автора

Цифровизация — в последнее время мы все чаще и чаще слышим (читаем) это выражение. В каком только контексте оно не употребляется — цифровизация управленческих процессов, экономики, производства, образования, медицины и т.д. и т.п.; преподносится как современный бренд и панацея от всяческих проблем, преград, кризисных ситуаций и прочих неприятностей. Основным сдерживающим фактором этого несомненно прогрессивного преобразования, называется отсутствие в ряде мест постоянного доступного интернета, бесперебойной подачи электроэнергии и недостаточная оснащенность IT-технологиями всех тех, кто должен обеспечивать эту самую цифровизацию.

Однако мне думается, главная проблема совсем не в этом, и подходить к этому процессу нужно с другой, можно сказать, обратной стороны. Да, да, именно человеческий фактор окажется главным камнем преткновения в осуществлении этого поистине революционного перехода.

Приведу реальный и на личном опыте основанный пример.

Проживаю одна в частном доме, заказываю достатку продуктов через СберМаркет. Вчера в очередной раз объясняла водителю по телефону, как найти дом, затем выбегала на улицу и махала руками, чтобы меня увидели. Хорошо, погода теплая и эти мои манипуляции проходят без ущерба для здоровья. Болеть не могу себе позволить, иначе «скорая» никогда меня не найдёт. Выслушала от водителя СберМаркета уже привычные претензии из-за отсутствия адреса моего дома в электронном навигаторе.

Вы думаете мой дом не зарегистрирован? Глубоко заблуждаетесь: как добропорядочный гражданин, я зарегистрировала его ровно год назад, в ноябре 2019. За январь-февраль текущего года оформила в муниципалитете адрес своего постоянного места жительства и 3 марта — прописалась в нём. Должна сказать, что дом находится в черте города, более того, в центральном районе областного центра.

Прописку оформляла в МФЦ (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). Именно эта широко разрекламированная структура МФЦ одна из самых первых в стране была подвергнута цифровизации. Но, судя по моей ситуации, нужные электронные операции по регистрации адреса дома и моей прописки в нем, не выполнены до сих пор этим органом предоставления государственных и муниципальных услуг. А на руках у меня обычные, такие привычные и родные бумажные документы (слава Богу!) — распоряжения мэрии о присвоении адреса земельному участку и жилому строению, паспорт с печатями о выписке и прописке.

За прошедшие 10 месяцев я дважды обращалась в МФЦ, где отстояв в очереди по несколько часов, так и не смогла добиться электронной регистрации своего дома. Сотрудники этого удивительного ведомства ссылаются то на отсутствие электронного распоряжения из мэрии, то на волокиту в работе Регистрационной палаты, куда они то ли передали, то ли собираются передать сведения (опять же электронные) об изменении адреса.

Повторяюсь, речь идёт о самой простейшей, линейной операции с использованием электронной базы данных. Причём, произвести её должен орган, специально для этого созданный, сформированный и технически оснащённый. Результат, как видите, отрицательный. Потому что в этом процессе ключевая роль так и осталась за человеком. Если этот человек, оснащённый самыми прогрессивными IT-и технологиями, использующий самую замечательную компьютерную программу, не внесёт в неё необходимые сведения, не будет дополнять или видоизменять их в режиме реального времени и произошедших изменений, мы ничего не получим. Вернее, в итоге будет этот самый отрицательный результат.

Как тут не вспомнить крылатую фразу известного человека: «Кадры решают всё».

Сколько не повторяй: «Цифровизация, цифровизация», она не состоится без участия квалифицированного, дисциплинированного, ответственного работника (к каждому оператору не приставишь контролера, что бы он следил, как полно, своевременно и грамотно тот вносит необходимые данные).

Ну знаю, как вам, а мне очень грустно. И не только потому, что неприятность коснулась меня лично. Уверена, таких как я — тысячи, только не все они знают о своих проблемах в электронных учетах.