Автор: Виктория Петрова, Asia-Plus
В этой статье собраны самые актуальные в 2020 году идеи для бизнеса с реальными кейсами и советами от наших экспертов, которые подойдут практически для всех. А некоторые из идей можно реализовать даже без вложений.
Блогинг
О блогинге как о реальном бизнесе онлайн заговорили не так давно. А сегодня некоторые университеты вводят в программу дисциплины, которые посвящены блогосфере. Благодаря активному развитию всего за несколько лет блогерство превратилось в прибыльный бизнес.
– Начинала вести свой Инстаграм я просто для развлечения. Никогда не думала, что смогу зарабатывать на этой платформе. Сейчас веду Lifestyle-блог, в котором делюсь своим мнением на различные темы и публикую вдохновляющий меня контент. Такой вид интернет-бизнеса только начал набирать обороты в Таджикистане, и вообще, раньше люди не относились к блогерству серьёзно, - говорит известный таджикский блогер Шоира Пулатова о своем опыте в этой сфере.
Сегодня это уже полноценная профессия, на которую стоит обратить внимание. Есть минусы в виде критики, которую будет сложно получать в самом начале, кто-то совсем тяжело воспринимает хейт. Однако, плюсов больше, ведь это творческая работа, которая также приносит деньги. Блогеры получают много подарков и предложений по сотрудничеству.
Эксперт по визуалу
Это совсем молодая профессия. Навыки создавать “продающий” визуал сейчас, во времена блогинга, становятся необходимыми. Поэтому, многие популярные блогеры обращаются за услугами к специалистам.
Опытом делится смм-специалист в сфере визуального контента Шахина Фатури:
– Визуальное оформление странички это одно из составляющих упаковки аккаунта для продвижения. Его задача максимально точно донести ценность идеи/продукта до вашей целевой аудитории.
На сегодняшний день у меня было 10 клиентов, которым я делала визуал. И не все эти кейсы были удачными. Особенно сложно даются первые 2-3 клиента, дальше ты уже "набиваешь руку" и начинаешь понимать, что нужно клиенту.
Так как таджикский рынок – это российский через 2-3 года, то и тенденции, которые были актуальны там 1-2 года назад, только начинают набирать обороты в Душанбе. Если гивы для российского рынка сегодня зашквар, то таджикская блогерская элита только начала ими заниматься. Визуальный ассистент в России очень востребован, значит, таковым будет и в Таджикистане.
Заниматься этой сферой интернет-бизнеса стоит, если вам нравится такая работа. Причём не важно, какие у вас навыки есть сейчас, все можно выработать – вкус, чувство стиля и сочетание цветов. Важно понимать, что визуал это не просто "красивые картинки". Это, в первую очередь, способ рассказать историю бренда, человека или идеи.
Визуал не всегда = красиво. Красиво это бонус, да и понятие "красиво" для каждой ниши свое. Для металлургического завода визуал в пастельных оттенках не так важен, как для бутика, у которого философия "минимализм и эко". Но не для всякого бутика подойдёт этот тренд, если ты продаёшь таджикские вечерние платья, твоя аудитория не оценит такое оформление.
Нужно понимать, что придётся все время учиться и расти, иначе есть риск застрять в том, что уже не актуально.
Онлайн-преподаватель
Такой формат преподавания может приносить неплохие деньги. Это и возможность делиться своими знаниями, не вставая из-за компьютера. Вы можете создать обучающий цифровой продукт. Есть только одна проблема: для продвижения своего продукта необходимо создать аудиторию с нуля, которая будет доверять вам и готова покупать ваши услуги.
Особых затрат такой бизнес не требует. Иногда бывает достаточно разместить предложение о своих услугах на сайте объявлений – и ждать, когда клиенты позвонят.
Рассказывает онлайн-преподаватель иностранных языков Зарнигор Набиева:
– Я преподаватель английского и китайского языков онлайн. В онлайне я недавно. Но в преподавании иностранных языков у меня многолетний опыт. Работаю как с детьми, так и со взрослыми.
Когда я изучала английский язык и в целом все другие иностранные языки, такого широкого спектра онлайн-деятельности и доступа к цифровым ресурсам, к сожалению, не было. Молодому поколению в этом смысле очень повезло. Теперь есть возможность заниматься иностранным языком, сидя дома, как я называю, «в один клик».
Я решилась помочь молодежи и в целом всем, кто хочет научиться понимать, говорить и владеть иностранным языком. Тем более, в моей копилке уже были дипломы вузов и стажировок Кембриджского университета, Университета Глазго, Штаб-квартиры ООН, Tongji University и магистратура в НИУ ВШЭ.
Несмотря, на то, что набор на онлайн-курсы начался недавно, у каждого студента большой прогресс, от маленьких детей, школьников, до студентов и взрослых. Могу сказать, что моя методика - работает! Считаю это большим успехом.
Такой вид интернет-бизнеса популярен в Таджикистане, но подчеркну, что мало грамотных экспертов. Мои ученики, отмечали тот факт, что нет эффективных методик, и не все преподаватели чувствуют, что каждому ученику необходим индивидуальный подход.
Бизнес - это всегда риск и неопределенность. Вопрос в том, готов ли человек пойти на такой шаг и быть готовым к любому исходу?
Стоит ли заниматься таким видом предпринимательства - все зависит от того насколько вы компетентны в данной сфере и сможете ли гарантировать достойный уровень образования? Сфера образовательных услуг, сама по себе комплексная деятельность, если сравнивать с наиболее актуальными сейчас, в нашей стране, курсами кулинарии или по обучению визажистов….
Созданные вами учебные программы для курса могут не окупиться, а продвижение цифровых продуктов в онлайн требуют больших затрат, которые также могут быть не оправданы в процессе. Поэтому подумайте несколько раз, прежде чем начать.
IT-специалист
Рынок мобильных приложений растет ежедневно. Последние несколько лет мобильные приложения играют большую роль в жизни любого пользователя смартфона или планшета.
Разработчик мобильных приложений Акрам Баротов о своем опыте:
– Разработкой приложений под ОС Android я начал заниматься с начала 2019. До этого занимался веб-разработкой, после которой перешел на мобильную.
Сейчас пробую "писать" несколько приложений для iOS чтобы понять, стоит ли мне развиваться в эту сторону или дальше писать под Android.
Выполненные проекты разнообразные - от информационных приложений до приложений по типу сервисов такси и прочих.
Такой вид интернет-бизнеса в Таджикистане только набирает обороты, и спрос однозначно увеличивается. Наше население не так сильно продвинулось в плане использования устройств, чтобы полностью перейти на мобильные приложения, так как не все привыкли к новым технологиям. Тем не менее, в этом году наблюдалась тенденция к мобильным разработкам, так как все начали уходить в онлайн.
Также в нашем городе появилось множество курсов по разработкам в целом. Поэтому, если вы задумываетесь о будущей специальности, то, однозначно IT-сектор надо рассматривать в первую очередь, за этим будущее. Если рассматривать данную сферу как бизнес, то входной порог тут низкий, все, что вам нужно - уметь писать код, что вы научитесь делать за 6-9 месяцев упорной учебы.
Также можно выходить на фриланс, в сфере IT это очень развито, кроме того это еще и возможность получать заграничные заказы с высокой оплатой.
СММ-Агентство
SMM – бизнес онлайн, который оказывает услуги по эффективному продвижению на интернет-площадках. Как только компании появились в социальных сетях, сфера SMM получила свое распространение и сегодня является необходимой частью рекламной кампании для многих организаций, фирм.
Рассказывает Ануша Комрони директор СММ-агентства "Studio":
- Мы начали работу в данной сфере не так давно и у нас неплохо получается. Но немного трудно, особенно мне, так как в начале практически все делаешь сама, от макетов для сторис до редактирования текстов и обработки фотографий и видео.
Такой интернет-бизнес очень популярен в Таджикистане. Именно качественных агентств очень мало, поэтому есть спрос, так как мало конкурентов.
Самый большой риск для новичков в такой сфере, это не знать её хорошо. Если есть желание постоянно учиться, развиваться и совершенствоваться, то определенно стоит попробовать. Плюсов у такой работы много, самое важное - нетворкинг и постоянное развитие.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.