Найти тему

Далекое прошлое Мордвы 1897 1

(ПО СКАЗАНИЯМ АРАБСКИХ ИСТОРИКОВ IX И X ВВ.).

Прошлое Мордвы, вообще, довольно темно и спутанно. До 40-х годов настоящаго столетия на этот народ обращалось очень мало внимания. Правда, время от времени появлялись сведения о быте этого племени, но сведения эти носили или чисто оффициальный характер, когда они. заимствовались из архивных документов, или же характер поверхностный, когда они принадлежали перу путеше-

90

ственников, записывавших только особенно резко бросавшияся в глаза черты мордовскаго быта. Что же касается собственно истории мордовскаго племени, то она совершенно почти не затрагивалась. Только в 40-х годах, когда Мордва, под влиянием общаго стремления к изучение народнаго быта, обратила на себя внимание и подверглась, наравне с другими инородцами северовосточной России, подробному изследованию, стали появляться попытки возстановить историческое прошлое этого народа. Но это оказалось делом далеко не легким, так 'как Мордва письменности не имела, а предания даже сравнительно о недавнем прошлом к этому времени совершенно исчезли из народной памяти. В этом случае изследователям мордовской истории оказали важную услугу русския летописи. Благодаря им, а также и записям иностранных путешественников по России, прошлое Мордвы с XIII века вполне выясняется. Но что было с этой когда то многочисленной и сильной отраслью великаго финскаго племени до этого времени — точных и подробных указаний в русских летописях нет. Те же краткия и отрывочныя сведения о Мордве древних времен, которыя сообщает Нестор, сами по себе ничего не значат и дают право только сказать, что в те времена существовал народ — Мордва. Нестор сообщает, напр., только, что в числе прочих чудских племен славянам была подчинена и Мордва (было это в эпоху призвания Рюрика); далее, Нестор под 1103 г. замечает: „бися Ярослав (сын Святослава Черниговскаго) с Мордвой месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав" *). Из этих сообщений можно вывести, что Мордва была племенем силь-

----------------

*) Летоп. по Лавр. списку.

91

ным, выдерживавшим даже борьбу с русскими, но где и как жило это племя — ничего сказать нельзя. Точно также нельзя сказать ничего точнаго и определеннаго на этот счет и на основании сообщений о Мордве или Финнах вообще древних греческих и латинских историков. Сообщения эти дают только право сказать, что финское племя очень рано заняло средину и северо-восток теперешней России. О Финнах вообще упоминает, напр., Тацит, сообщающий некоторыя сведения о быте этого племени. „Финны, говорит Тацит, народ ужасно дикий и чрезвычайно бедный; они не имеют ни оружия, ни лошадей, ни постоянных жилищ; питаются они травой, одеваются кожами, спят на земле; средства защиты — одне только стрелы, острие которых, за недостатком железа, они делают из костей". Но когда и по каким причинам финское племя распалось и образовало отдельныя самостоятельныя народности — неизвестно. Попытки некоторых ученых найти в народах, перечисляемых Геродотом, отдельныя финския племена основаны, как и предположение, что Аорсы Страбона — предки нынешней Мордвы Эрзи, на простом созвучии имен. Может быть, впоследствии филологическия изыскания и определят, хотя приблизительно, эпоху выделения отдельных народностей из финскаго племени; теперь же можно вести историю Мордвы лишь только с IV века по Р. Хр., когда этот народ, по сообщению Иорнанда, входил в состав великаго Ост-Готскаго государства. От VI в. сохранилось сообщение о Мордве Константина Багрянороднаго. Сообщение его важно в том отношении, что определяет приблизительное положение территории, населенной Мордвою, а именно, что владения Мордвы находились на разстоянии десяти дней пути

92

от владений Печенегов, живших близ Херсонеса *). На этом неясном указании и прерываются сведения о древней Мордве у древних греческих и латинских историков. Таким образом, в истории Мордвы естественно явился значительный пробел, который оказалось возможным заполнить только благодаря недавно сравнительно открытым записям арабских историков IX и X вв.

II.

Древние Арабы были хорошо знакомы с северо-востоком теперешней европейской России. Склонность к торговым предприятиям, составлявшая отличительную черту этого народа, побуждала аравитян посещать все известные тогда концы земного шара. Смелые и предприимчивые — они не боялись проникать в самыя отдаленныя и малоизвестныя страны, если только это было для них выгодно. С принятием мусульманства склонность к торговле не исчезла у Арабов; напротив, с приобретением новых стран, они получили возможность еще более расширить свои торговыя операции. Знакомство их с теперешней Россией началось приблизительно с VII в. по Р. Хр. Проникнув сюда чрез Каспийское море, Арабы натолкнулись прежде всего на могущественное племя Хазар. Быстро завязав с ними торговыя отношения, Арабы сделали город Хазар-Итиль, находившийся где-то около теперешней Астрахани, центром торговли с самими Хазарами и с соседними с ними народами. Вскоре, узнав, что выше по Волге обитает другой торговый же народ — Булгары, Арабы проникли и к ним и, точно так же, как в

------------------------

*) De administrando imperio, cap. 37.

93

Хазарии, сделали город Булгар, носивший одно имя с народом, торговым центром, куда приезжали с своими товарами и соседние с Булгарами народы. Сообщениями о новых странах арабские купцы заинтересовали у себя на родине правительство и ученых и вот в IX и X вв. многие путешественники с различными целями, включая сюда даже пропаганду ислама среди вновь открытых народов, посетили приволжския страны и оставили интересныя записи о своих наблюдениях. К сожалению, сочинения арабских историков дошли до нас далеко не в полном виде. Но и того, что сохранилось до наших дней, достаточно, чтобы пролить хотя некоторый свет на мрак, окутывающий историю народов, живших когда-то в приволжских странах. В настоящее время, когда справедливость показаний арабских историков о знакомстве их с северо-востоком России подтвердилась вполне археологическими раскопками *), все отрывки сочинений арабских писателей собраны вместе и объяснены в труде А. Я. Гаркави под заглавием: „сказания мусульманских писателей о Славянах и Русских". В своем труде Гаркави обращал преимущественное внимание на те места, где говорится о Славянах и Руссах, но, вместе с тем, он необходимо должен был касаться и соседних с ними народов, так что в его собрании сказаний находятся сведения о всех известных арабам того времени приволжских народах. Другой весьма ценный труд в этом отношении представляет перевод профессором Д. А. Хвольсоном сочинения арабскаго историка половины X в. Ибн-Даста. Хвольсон отыскал сочинение Ибн-

-----------------------

*) Во всех указанных арабскими историками странах действительно найдена масса арабских монет, чекана VIII—X вв.

94

Даста в Британском Музее, исправил где нужно было текст, снабдил свой перевод объяснениями и издал под заглавием: „Известия о Хазарах, Болгарах, Буртасах, Мадьярах, Славянах и Руссах Ибн-Даста". Кроме этого, немалое значение имеет еще труд П. С. Савельева, выяснившаго, на основании показаний арабских писателей, торговыя пути Арабов с VIII по X вв.: „Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории". Указанные источники и дают материал для истории Мордовскаго племени в период с VIII по X век.

III.

Арабы знали несколько племен Мордвы, но сведения более или менее определенныя оставили лишь о двух и доселе самых многочисленных племенах — Мокше и Эрзе. А так как Мордва — Мокшане жили ближе к Каспийскому морю — исходной точке арабских путешественников, то они и получили известность раньше Эрзи. Известны они были под именем „Буртас" или „Бурдас", каковое название есть ничто иное, как переделанное на арабский лад имя „Мордва". Начальная буква „М“, по свойству восточно-турецких наречий, правильно изменилось в „Б", откуда и получилось „Борд" — вместо „Морд" *). Что же касается чтения „Бурдас", вместо „Бордас", то подобный переход „о" в „у" весьма часто встречается в восточных наречиях. В подтверждение этого доста-

------------------

*) Такой переход буквы „м“ в „б" не чужд и индо-европейским наречиям. В летописи Нестора встречается (под 986 г.), напр., такое выражение: „приидоша Болъгары веры Бохъмиче"; вместо Мохъмиче.— В причитаниях севернаго края (по сборн. Барсова) часто встречается: „блада (вм. млада) сана отеческа".

95

точно указать на чтение „Булгар" у Арабов, вместо нашего „Болгар". Нынешнее же название „Мокшане" может быть и было известно Арабам, но не употреблялось ими, как название туземное. Кроме того, присвоение Мокшанам общаго имени „Мордва" объясняется и тем еще, что Арабы причисляли Эрзу, как увидим ниже, к русским племенам.

О более раннем знакомстве Арабов с Мокшанами, или Буртасами свидетельствуют и записи их историков, где известия о Буртасах встречаются гораздо ранее, чем об Эрзе. Первый упомянул о них Аль-Кальби, живший в конце VIII и начале IX вв. Перечисляя потомков Иафета, он в числе других народов, упоминает и о Буртасах, не говоря, впрочем, ничего о том, где и как жил этот народ. Он сообщает только, что каждый из указанных им народов — следовательно и Буртасы — населял отдельную страну, которая и получила от него свое название 1). Историк Аль-Масуди (писавший в 20—50 гг. X в.) сообщает, что земля Буртас прилегала одною стороной к Волге 2). Далее, более подробныя сведения о стране Буртас дает Ибн-Даст, писавший свою историю в 30-х годах X стол. Согласно его описанию, земля Буртас, или, как он называет,— Бурдас, лежала между хазарскими и болгарскими владениями, на разстоянии 15-дневнаго пути от Итиля и 3-х дневнаго — от булгарских владений. Как с Хазарами, так и с Болгарами Буртасы жили в непосредственном соседстве, а страна их простиралась

------------------------

1) Гаркави, стр. 15.

2) Там же, стр. 133.

96

как в длину, так и в ширину на 17 дней пути 1). Эти показания Ибн-Даста вполне совпадают с сказаниями историков Истахри и Эль-Балхи, писавших тоже в половине X в. Разница только в том, что Истахри определяет длину Буртасской земли, равно как и разстояние ея от Итиля, в 20 дней пути 2).

Руководясь приведенными указаниями, можно составить довольно точное представление о территории, принадлежавшей некогда Буртасам. Прежде всего, должно заметить, что они жили на правом берегу Волги. Доказательством этого служит свидетельство Константина Багрянороднаго, приведенное выше, потому что от владений Печенегов, обитавших на север от Чернаго моря, едва ли возможно было пройти в 10 дней пути за Волгу. Далее, по свидетельству Ибн-Даста и Истахри, владения Буртас находились на разстоянии 15—20 дней пути от Итиля. Считая дневной переход — „мирахль“, как называли Арабы, за 30—35 верст, получаем более 500 верст. Но в то же время должно принять в разсчет трудность тогдашних путешествий, так что вместо указаннаго количества верст пути, большая часть которых шла, вероятно, на обход многочисленных топей и болот, по прямой линии нужно считать гораздо менее. К тому же, границ, точно обозначавших владения того или другого народа, в то время, конечно, не существовало. Буртасы могли свободно заходить в владения Хазар, равно как и последние могли свободно кочевать на земле Буртас, тем более, что эти два народа, как увидим ниже, стояли в близких отношениях друг к другу. Поэтому южную границу Буртасских владений нужно пред-

----------------

1) Хвольсон, стр. 21.

2) Гаркави, стр. 191.

97

полагать где-нибудь в половине нынешней Саратовской губернии. Что касается северной границы, то ее должно искать в 17 днях пути к северу, т. е. приблизительно немного севернее нынешняго Краснослободска, Пензенской губернии. На востоке границею, по свидетельству Масуди, служила Волга, а западную границу должно, следовательно, искать в 17 днях пути к западу от Волги, что приводит к р. Цне. Таким образом, земля Буртас занимала — в общем — часть Саратовской, Пензенскую, часть Тамбовской, Симбирской и Казанской губерний. В настоящее время Мокшане не занимают, конечно, и трети этой обширной территории. Область их поселений ограничивается теперь почти исключительно бассейном реки Мокши, да и то не на всем ея протяжении. С юга, из Саратовской губернии и даже из южной части Пензенской, Мордва — Мокшане вытеснены русскими. На северо-востоке часть их выделилась в самостоятельное племя Черемис. В Симбирской губернии Мокшане смешались с тюркскими племенами и образовали новое племя чуваш, и доныне живущих в местах, сохранивших имя „Буртас".

IV.

Определив территорию древней Мордвы — Мокшан, или Буртас, перейдем к разсмотрению сказаний арабских историков относительно внутренней жизни и быта этого народа. В данном случае за основание лучше всего взять запись Ибн-Даста, более подробную и целостную, чем другия записи, добавляя ея разсказ, где нужно, сообщениями других историков.

Согласно сказанию Ибн-Даста, земля Буртас была ровна и изобиловала лесами. Действительно, гор и возвышенностей, разумеется значительных, в тех местах, где в

98

то время жили Буртасы и где живут теперь Мокшане, нет. Что же касается изобилия лесов, то и в настоящее время по среднему течению Суры, в прилегающей к ней Симбирской губернии, равно как и по течению Мокши можно встретить громадные леса. В то же отдаленное время, можно думать, большая часть Мокшанской земли покрыта была сплошными лесами. Из пород деревьев Ибн-Даст отличает дерево „хелендж", чаще всего встречавшееся, по его словам, в стране Буртас. Слово „хелендж'", очевидно, исковерканное туземное слово. Из названий деревьев у теперешних Мокшан особенно близко подходит к этому слову название березы: „келу", „келуне" (уменьш.), которую, вероятно, и разумеет здесь Ибн-Даст. Другой арабский путешественник по приволжским странам — Ибн-Фодлан — тоже говорит о невиданном им никогда у себя на родине дереве, особенность котораго состояла в том, что жители страны в известное время пробуравливали его ствол и добывали оттуда жидкость, превосходившую вкусом мед. В этом нельзя не угадать березу, которая была преобладающею породой деревьев не только в земле Буртас, но и во всем среднем Поволжьи. А что она, действительно, была преобладающею породою деревьев в Буртасской земле, это подтверждается тем обстоятельством, что с березою у Мордвы и доныне связаны особыя представления. По их верованиям, это дерево находится под покровительством особаго божества, в честь котораго совершались, а в некоторых местах и доныне совершаются, моляны и празднования. Такой взгляд на березу мог выработаться у древней Мордвы только под влиянием обилия березовых лесов, среди

99

которых приходилось им жить. В старинных мордовских песнях тоже постоянно встречается упоминание о „кудрявой березке" — „шерю келуне". Из березы Мордва делала даже свои музыкальные инструменты — скрипки и „корзи" (струнный инструмент вроде русской балалайки) 1). Все это указывает на обилие березы в земле Буртас, и не мудрено, что это деревцо, игравшее значительную роль в жизни древней Мордвы, было отмечено арабскими писателями, никогда не видевшими его ранее.

Самих Буртас Ибн-Даст рисует сильными, стройными, дородными и красивыми. По характеру были они храбры и мстительны. „Если один из них обидит другого, или оскорбит, или поранит ударом или уколом", говорит Ибн-Даст, „то соглашения и примирения между ними не бывает, прежде чем понесший вред не отомстит обидчику" 2). Храбрость же их проявлялась в набегах на Болгар и Печенегов 3). Царя у Буртас не было. „Нет у них верховнаго главы, который бы управлял ими

-----------------

1) В подтверждение этого можно указать на одну мордовскую песню, записанную в с. Вертелиме, Инсарскаго уезда, учителем В. Савкиным. В ней разсказывается, как на могиле убитой из зависти сестрами девушки выросла стройная кудрявая березка. Брат девушки, отправившись на охоту, случайно увидел это деревцо, срубил его и сделал себе из него звонкую скрипку. Но только что он заиграет на ней, вместо песни слышится плач. Поругавшись, парень бросает свой инструмент в печь; скрипка загорелась, но вдруг от нея отлетела искра и упала под посудную лавку. Мать его бросилась посмотреть, что сделалось с искрой и видит вдруг, чти под лавкой сидит ея убитая дочь.— Об инструменте „корзи" говорится в других песнях.

2) Хвольсон, 20 стр.

3) Там же.

100

и власть котораго признавалась бы законною", пишет Ибн-Даст; „есть у них в каждом селении только по одному или по два старшины, к которым обращаются они за судом в своих распрях; настоящим же образом подчиняются они царю Хазар" 1). Подчинение это состояло в том, что Буртасы выставляли Хазарам, в случае необходимости, 10,000 воинов * 2). Эта, довольно значительная цифра, наверно преувеличена Ибн-Дастом, но все-таки она свидетельствует о многочисленности Мокшанскаго племени.

Что касается того, имели ли Мокшане город, то на это трудно ответить. Арабский писатель Якут, составивший по дошедшим до него записям „Географический словарь", помещает в своем сочинении известие о городе в Буртасской земле, который носил тоже имя „Буртас". „Буртас есть имя народа, города и земли", говорит он 3 *). Согласно его описанию, город Буртас отстоял от Итиля на 20 дней пути. В нем было до 10,000 жителей; часть их исповедала мусульманскую веру. Для них выстроены были две мечети, соборная и простая. Жители проводили в городе только зиму, а летом кочевали. Савельев вполне разделяет сообщение Якута. „Город Мохши, говорит он, встречаемый на монетах ханов Золотой Орды 4), не есть-ли Мокшан, преемник Буртаса X столетия? Приволжские татары доселе дают это имя, Мохши или Мокша, не только Мокшанам, но и единоплеменным Мордвинам или Эрзянам" 5). Но Хвольсон совершенно

-------------

1) Там же.

2) Там же, 19 стр.

3) Савельев LXVII стр.

4) См. Френа, „Монеты ханов Улуса Джучиева", стр. 46.

5) „Мухам. Нумизм." стр. LXVIII.

101

не соглашается с этим. Дело в том, что описание города Буртас, заимствованное Якутом у историка Эль-Балхи, совпадает как раз с описанием Эль-Балхи города Булгар, На этом основании Хвольсон и отрицает существование у Буртас города, думая, что Якут сделал неправильное разделение слов в разсказе Эль-Балхи и отнес к Буртасу все то, что говорится о Булгаре *). Это подтверждается еще сообщением того же Эль-Балхи, что Буртасы имели деревянные дома и жили разсеянно, т. е., по мнению Хвольсона, не имели городов и больших селений. Ибн-Даст точно также ничего не говорит о городе Буртас, хотя его запись более подробна, как и было уже замечено, чем сказания других историков. В виду этого можно склониться к мнению, что Буртасы, действительно, не имели города, по крайней мере такого, как Булгар и Итиль. Но что у них были довольно большия селения, жители которых не могли обойтись в своих ссорах при помощи одного старшины и принуждены были избирать двух, это вполне установляется записью Ибн-Даста. Весьма возможно предположить, что на месте одного из подобных селений и возник впоследствии нынешний Мокшан.

(Продолжение будет).

----------------------------

*) Хвольсон, стр. 73—74.

[Пензенские епархиальные ведомости, 1897, № 3, часть неофициальная, стр. 89-101]

См.

Мордва: происхождение 1 2, обряды

"Сельский Вестник 1905" Беседы Купчиха

Список участников гражданской войны, награжденных орденом "Красное Знамя" вып.1, вып.2, вып.3, вып.4

журнал Искры 1915 01 и далее

Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века

План города Саратов и список его улиц

Алфавитный список жителей Самара 1911, Саратов 1911

Вся Самара 1911

Список домовладельцев Казань 1910

Все учебные заведения Самара 1911

Весь Царицын 1911

Женская гимназия (институт) Нижний Новгород, Саратов (Аткарск, Вольск, Камышин, Петровск, Хвалынск)

Женские гимназии и институты Квитанции за обучение

Список старших агентов и ответственных служащих Рязанско-Уральской железной дороги 1912

Конторы торгово-промышленных предприятий г. Саратова

Депутаты первой государственной думы Екатеринославская губерния, Казанская губерния, Калужская губерния, Киевская губерния, Самарская губерния, Саратовская губерния, Область Войска Донского

Список городов России 1917

Москва Городские Электрические Трамваи 1915

Город Краснослободск и его уезд до 1700 года, в 18 веке

Вся Волга 1907 Казанская, Костромская, Нижегородская, Симбирская

Волга от истока до устья

Астрахань, Балаклава, Вольск, Инкерман, Казань, Кинешма, Кострома, Нижний-Новгород, Ростов на-Дону, Самара, Саратов, Севастополь, Симбирск, Симферополь, Сызрань, Херсонес, Царицын

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира