Захватывающий триллер с участием звезд мировой политики продолжает разворачиваться на наших глазах уже несколько месяцев, и финал его одинаково непредсказуем как для экспертов, так и для обычных зрителей. Речь о вызванном отравлением Алексея Навального международном скандале, который по степени вызванного резонанса едва ли не превосходит последние новости из мира медицины и гонку разработчиков вакцины против коронавируса, войну в Нагорном Карабахе и непрекращающиеся протесты против Лукашенко в Беларуси.
Последним раундом противостояния между Россией и Западом стало объявление Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым зеркальных санкций против стран Европы в ответ на меры принятые ЕС после отравления Алексея Навального боевым ядом группы «Новичок»: «Они уже приняты. ... Эти санкции будут против руководящих сотрудников аппаратов руководителей ФРГ и Франции», - сообщил Сергей Лавров в интервью представителям СМИ 12 ноября. «Поскольку локомотивом этих санкций ЕС в связи с Навальным была Германия, так как эти санкции прямо затрагивают руководящих сотрудников администрации президента РФ, наши ответные санкции будут зеркальными», - заявил министр. Он также заметил, что «боевые отравляющие вещества могли проникнуть в его [Навального] организм в Германии или в самолете, куда его погрузили и повезли в клинику «Шарите». Таким образом Лавров в очередной раз отверг обвинения международного сообщества в непосредственном участии Москвы в отравлении оппозиционера.
Скандал, вызванный покушением на Навального, стал не первым прецедентом, когда Москву обвинили в использовании химического оружия для устранения лиц, неугодных Кремлю. Когда в 2018 году в результате покушения на Сергея и Юлию Скрипаль погибла также гражданка Великобритании, Россию обвинили в нарушении Конвенции о запрете разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. После того как правительство России отказалось предоставить данные о производстве на своей территории химического оружия, страны ЕС и США выслали более 100 российских дипломатов. Тогда, весной 2018 года, Сергей Лавров назвал эти меры «детскими выходками»; Россия также ответила зеркально, выслав со своей территории дипломатов Западных стран и закрыв генеральные консульства США и Великобритании в Санкт-Петербурге.
Новое отравление, жертвой которого стал известный своей критикой Кремля Алексей Навальный, и которое также было совершено нервно-паралитическим ядом группы «Новичок», моментально вызвало осуждение и обеспокоенность лидеров демократических государств и ОЗХО. Политик был доставлен специальным рейсом из Омска в Берлин 22 августа, 2 дня после того, как ему стало плохо на рейсе из Томска в Москву. В немецкой клинике «Шарите», где он находился до 23 сентября, его посетила Ангела Меркель. Пока оппозиционер находился в коме, эксперты Бундесвера, а также специалисты из Швеции и Франции обнаружили неопровержимые доказательства отравления Алексея Навального ядом группы «Новичок»: следы яда были обнаружены в моче и крови политика, а также в бутылке, которую в Берлин доставила сотрудница ФБК Мария Певчих.
С первых минут ситуация широко освещалась лидирующими российскими и мировыми СМИ. Сторонники Алексея Навального в Омске, а также независимые российские СМИ предали инцидент широкой огласке и регулярно оповещали о состоянии Алексея и о возможных препятствиях его лечению и транспортировке со стороны властей русскоговорящую аудиторию.
Как только факт отравления боевым ядом подтвердился, реакция мировой общественности была незамедлительной: 2 сентября посол России Сергей Нечаев был вызван в МИД Германии для объяснений. В совместной пресс-конференции Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас и Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр резко осудили отравление оппозиционера. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала произошедшее «преступлением, совершенным для того, чтобы заставить Навального замолчать» и заявила, что факт отравления «не вызывает сомнений». Она также добавила, что «существуют серьезные вопросы, на которые может ответить только правительство России».
Обратив таким образом внимание Российской стороны на необходимость немедленного и досконального расследования, правительство ФРГ не исключило принятия единых скоординированных мер, как и в ситуации с отравлением бывшего агента Скрипаля и его дочери. Германию немедленно поддержали лидеры Финляндии, Швеции, Италии, Дании и других европейских государств, о необходимости принятия мер по факту отравления политика химическим оружием заявили также депутаты Европарламента, государственный секретарь и члены Конгресса США и ОЗХО. 15 октября было обнародовано официальное постановление ЕС, согласно которому штрафные меры были введены против шести человек (включая замглавы администрации президента Сергея Кириенко и главу ФСБ Александр Бортникова) и одной российской организации - Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии, где, согласно информации ОЗХО, велась разработка химического оружия.
Все это время Российская сторона конфликта отрицала не только участие Кремля в отравлении, но и сам факт отравления: врачи омской больницы, куда Навальный был госпитализирован после экстренной посадки самолета, пришли к выводу, что его состояние было вызвано низким уровнем сахара в крови. Это, как и бездействие Следственного комитета в России, вызвало недоверие немецких официальных лиц, ведь Алексей Навальный всегда находится под пристальным вниманием прессы и властей, и в точности воспроизвести хронику событий не составило бы труда. В ответ на обвинения ЕС пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал происходящее «плохо срежиссированным спектаклем» западных спецслужб и заявил, что с Навальным работают агенты ЦРУ.
Сам Алексей Навальный неоднократно заявлял, что за покушением на него стоит лично Владимир Путин. Он и его сотрудники тщетно пытались добиться расследования преступления на территории России. «Вместо этого Кремль продолжает постоянно зачем-то обращаться к Германии», - заявил Алексей в своем видео-обращении и подал иск в суд на Пескова для опровержения его высказывания о том, что с ним якобы работает ЦРУ. В это время главврач омской больницы, в которой Навальный провел двое суток прежде чем его в состоянии искусственной комы доставили в берлинскую клинику, получил повышение и возглавил областной Минздрав. Под пристальным вниманием прессы, блогеров и общественности продолжают оставаться и другие лица, по тем или иным обстоятельствам ставшие участниками произошедшего.
Немецкая сторона достаточно сдержанно отнеслась к встречным обвинениям Москвы в сокрытии необходимой для следствия информации и требованиям предоставить доказательства применения против Навального химического оружия: как и в случае с отравлением Скрипалей, МИД России выразил готовность сотрудничать с Европой в расследовании и потребовал от Германии предоставить результаты медицинского освидетельствования Алексея Навального. ФРГ, как и Великобритания в 2018 году, эти сведения предоставлять отказалась. «Все улики, следы и свидетели этого преступления находятся на том месте, где оно произошло, то есть в Сибири», - заявила пресс-секретарь МИДа ФРГ Мария Адебар.
Правительство Германии также раскритиковало зеркальные российские санкции как «несправедливые». За три недели до их объявления Сергеем Лавровым Евросоюз также ввел штрафные меры против двух агентов российских спецслужб и одного подразделения ГРУ за хакерскую атаку на Бундестаг в 2015 году.
Напряженная политическая борьба двух блоков – Западного и России, полная взаимных обвинений и продолжающаяся несколько месяцев, очевидно, означает новый этап в отношениях сторон. Более интенсивной конфронтация была лишь в эпоху холодной войны - конфликтом между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, длившимся несколько десятков лет. Тогда два блока были вынуждены сосуществовать друг с другом в условиях продолжительного идеологического конфликта и гонки вооружений. В чем же в наши дни скрывается истинный камень преткновения в отношениях России и Западных государств и является ли химическое оружие лишь надуманным поводом для того, чтобы легитимизировать продолжительное политическое и экономическое давление на Россию?
В интервью 12 ноября Лавров назвал именно Германию «локомотивом» в продолжающемся дипломатическом скандале; отношения между Кремлем и ФРГ уже много лет далеки от тех дружеских и партнерских, которые государствам удавалось успешно поддерживать до аннексирования Россией Крыма в 2014 году и последовавшем вскоре за этим вооруженном конфликте на Востоке Украины.
Интересы Берлина и Москвы расходились по многим вопросам, таким как урегулирование конфликта в Сирии, политического давления Кремля на правительства стран ближнего зарубежья и аспектам развития международной торговли. Не способствовали укреплению немецко-российских отношений и отдельные громкие случаи преступлений, совершенных гражданами России на территории ФРГ, например убийство гражданина Грузии чеченского происхождения Зелимхана Хангошвили в Берлине и арест двух бизнесменов, обвиняемых в махинациях и продаже оборудования для производства оружия российской компании.
Нынешняя же ситуация, сложившаяся после покушения на жизнь российского оппозиционера, оказалась вопиющей в переполненном потрясениями 2020 году. Всего лишь за два месяца до случившегося с Алексеем Навальным Чешская Республика выслала из страны двух российских дипломатов из-за распространения ложной информации о якобы готовящемся отравлении двух чешских политиков рицином.
В контексте продолжительно и быстро стагнирующей международной обстановки фактическое применение химического оружия против откровенного критика Кремля стало очередным испытанием на прочность слабеющих дипломатических связей. Среди политических фигур, поддержавших кремлевскую точку зрения о «западных спецслужбах» был только президент Беларуси Александр Лукашенко, который уже не первый месяц пытается насилием подавить непрекращающиеся протесты против своего шестого переизбрания. Белорусские государственные СМИ даже обнародовали «перехваченный разговор между Варшавой и Берлином», в котором представители двух государств якобы собираются обвинить в случившемся Россию. Сам Лукашенко также находится под санкциями ЕС за преследование своих политических оппонентов и фальсификацию результатов выборов.
Сложно в точности предугадать, как будут развиваться дальше отношения России с Западными странами и в частности с Германией. На сегодняшний день, к сожалению, сложно прогнозировать развитие равного взаимовыгодного диалога, когда сам Министр иностранных дел России говорит о возможной необходимости прекращения контактов с ЕС. Какие именно цели преследует Кремль своим внешнеполитическим курсом, угрожает ли подобная политическая турбулентность масштабным проектам внешнеэкономической интеграции вроде «Северного потока – 2» и являются ли инциденты с применением химического оружия целенаправленной провокацией международного сообщества против России, очевидно, должны решать сами дипломаты.
*статья подготовлена с использованием материалов агенства dpa.