Начав погружаться в изучение истории Бурунди, обнаружила множество источников, которые сильно противоречат друг другу. Для того, чтобы хоть как-то пролить свет на то, что происходило здесь в доколониальный и колониальный периоды, я решила уточнить у квалифицированных историков, которые преподают в местном университете. Однако и там мнения различны, но всё равно не менее интересны. Своими открытиями буду делиться в своём телеграмм-канале под тегом #мнениеИсторияБурунди.
- Разъясните, пожалуйста, процесс престолонаследия в Бурунди, потому что я запуталась. Ведь наследником был не старший сын, верно?
- Да. В Бурунди практически все короли прожили достаточно долгую жизнь и были у власти длительное время. Наследник становился королём по достижении примерно 18-19 лет. Когда подходил этот срок действующий король, мвами, должен был умертвить себя. Потому что не могло быть у королевства два властителя.
- Ого, я не знала об этом.
- Да, поэтому наследника выбирали среди поздних детей мвами, и далеко не от первой супруги. Скажем, где-то в 60 лет король мог взять себе в жёны молодую девушку, которая родит сына. Именно он и станет следующим мвами. Но последнюю жену отбирали очень тщательно. Она должна была быть мудрой и умной, т.к. именно ей, скорее всего, придется управлять государством, пока ее сын будет слишком молод для принятия мудрых решений. Сын обязан был прислушиваться к королеве-матери.
- Очень интересная традиция и совсем не похоже на то, что было у нас. А если вернуться к самому первому королю, Нтаре V. Есть же много разных версий о его происхождении. К какой склоняетесь вы?
- Да, действительно. Версий много, как и спекуляций. Я склоняюсь к версии о руандийском происхождении. По легенде, у руандийского короля было много детей. И его дочь с сыном совершили непозволительный и по тем меркам поступок – зачали общего ребенка. После этого было решено отослать девушку вместе с Абаньямабанга (хранителями секрета) на юг. Добрались они до того места, где находится сейчас провинция Мурамвья (по причине того, что климат там больше всего напоминал руандийский). Там родился мальчик. С самого рождения он отличался от сверстников. И волосы у него были гуще и длиннее, и кожа мягче, и сложен он был прекрасно. От него не скрывали, что он королевских кровей. Поэтому, по достижении определённого возраста, в силу своей амбициозности, он стал собирать армию, без которой не смог бы объединить племена.
- А правда, что ещё в доколониальные времена, воины проходили обучение в Руанде?
- Да, ещё тогда было принято посылать армию на обучение в Руанду, что еще раз показывает насколько близки наши государства.
- А как вы оцениваете отношения Бурунди и Руанды сейчас?
- У Руанды всегда была потребность доминировать. К тому же там тоже верят больше в версию о руандийском происхождении первого короля, что даёт им повод думать, что они являются основателями Бурунди.
Интересно, что во времена Бельгии эта территория называлась «Руанда-Урунди». Знаете почему?
В дословном переводе это означает: «Руанда-другая Руанда». Когда колонизаторы пришли в этот регион, первой они посетили Руанду. И там они попросили короля: покажи нам границы твоих владений.
Он показал им на реку Аканьяру, которая до сих пор служит естественной границей между нашими странами. Когда его попросили уточнить, а что же находится южнее реки, он сказал – другая Руанда. Так они в документах и записали.
- Но такое постоянно культивируемое «превосходство» не могло не отразиться на людях, даже несмотря на то, что вроде бы в обеих странах и хуту, и тутси, и тва.
- В целом, конечно, несмотря на довольно близкую связь, история отложила определенный отпечаток на национальном сознании. Выделяется ряд различий.
Например, негласно считается, что если возникает проблема, то руандиец противостоит ей (on va se lever contre ce problème), а бурундиец – сядет, чтобы обдумать решение (on va s’assoire pour trouver une solution). Иначе говоря, force physique (сила) против intelligence (ума). Именно этим объясняют то, что Кагаме, в частности, позволяет себе спокойно оскорблять своих соседей, высказываться достаточно резко, недипломатично. Руандийцы взрывные, бурундийцы – спокойные. При этом руандийцы гораздо более открытые люди.
- А это «доминирование» как-то может всплыть, например, в бытовой беседе?
- В повседневной жизни руандийцы часто могут присваивать себе что-то лучшее, по их мнению. Например, когда я был с женой в Руанде (жена у меня очень красивая), нам говорили: «Да твоя жена точно наша, руандийка. Она очень красивая». Или когда слышали мои рассуждения: «Да ты точно руандиец, раз склонен к подобному анализу».
В целом можно сказать, что Бурунди и Руанда всегда уживались плохо. Сложно вспомнить времена мира и спокойствия. И в доколониальные времена руандийцы себя мнили отцами-основателями Бурунди, считая, что бурундийская королевская династия пришла из Руанды. Так было и во времена Хабиариманы и Буйоя, то же можно наблюдать и сейчас. То есть народы считают друг друга братскими, но правители враждовали всегда.