Шестнадцатый век был мощным периодом в истории. Именно в этом веке открыли Америку. Но огромные запасы драгоценных металлов, привезенных оттуда, привели к резкому росту инфляции. Цены на сырьевые товары подскочили почти на 300% в период с 1550 по 1620 годы.
Англия, Испания и Франция боролись за доминирование в Северной и Южной Америке и в Европе. Этот быстрый рост инфляции и утрата монополии на торговлю через Средиземноморье привели к снижению влияния Италии. Королевские должники объявили дефолт, и Италия была на пути к превращению в экономическую державу второго класса.
Несмотря на то, что законы о ростовщичестве все еще преобладали в церковной доктрине, увеличение объема долга было существенным. Большая часть была связана с войной. Из ста лет этого века только 25 лет в Европе прошли без крупных сражений. Местные города приобрели кредитоспособность, но когда средства закончились, корона, воспользовавшись кредитом городов и поселков, вовлекла большинство из них в ситуацию финансового краха.
По всей Европе было выдано огромное количество кредитов, и в Антверпене появилась первая крупная биржа. Она выросла до 5000 членов, а векселя, облигации, векселя до востребования, депозитные сертификаты и кредитные инструменты всех видов ежедневно переходили из рук в руки. В Антверпене начался обмен товарами, и город стал новой финансовой столицей Европы. Каждый день сотни судов посещали его порт.
Разрушительные последствия долгов вскоре усугубились. Антверпен был вынужден объявить дефолт из-за необоснованных трат Испанской короны в 1570 году. В 1576 году неоплачиваемые испанские наемные армии разграбили Антверпен, и биржа была разрушена. Мародерствующие армии также разграбили Рим. Финансовый хаос все рос и рос. Финансовые потрясения в Италии и Испании в сочетании с ростом инфляции сильно поспособствовали созданию протестантской Реформации.
В течение семнадцатого столетия практика нерациональных финансовых дел наконец взяла свое. Короны Испании и Франции объявили дефолт по всем своим долгам, чем уничтожили своих итальянских и немецких банкиров. На самом деле Испания не выполнила своих обязательств по долгам в 1607, 1627 и 1649 году. Несмотря на, казалось бы, изобилующие потоки золота и серебра из Нового Света, все уже было обещано в качестве залога, часто на пять-десять лет вперед. Все золото и серебро поступало прямо к генуэзским банкирам, и денежная масса Испании сильно снизилась и сократилась до простого медного стандарта.
Испанский дефолт прекратил господство дома Фуггеров, которые поднялись в своем банковском деле в XVI веке и стали, возможно, самым крупным банкирским домом до того времени. Они находились в Аугсбурге и были первыми великими немецкими банкирами с отчетной базой в 5 миллионов гульденов. Это некогда великое банковское учреждение было полностью разрушено дефолтами Испании.
Французские дефолты также были драматичными. В 1589 и 1648 года во Франции отмечены двумя основными периодами тяжелого долгового кризиса. Кризис 1648 года по существу уничтожил оставшихся итальянских банкиров — главным образом флорентийцев. Биржа в Париже возникла в 1639 году, когда кредитные инструменты находились в регулярном обороте. Французские правительственные «арендные ставки» (бессрочные займы) торговались довольно хорошо до долгового кризиса 1648 года. Французская финансовая система была вновь реформирована, процентные ставки по предыдущим государственным векселям произвольно снизили до 5%, в то время как другие бессрочные векселя просто выплатили за долю предыдущих соглашений.
Во время этой суматохи голландцы получили независимость от Испании. Южные провинции передали Испании в 1598 году в качестве приданого для дочери Филиппа II, которую история упоминает как Изабеллу. Вскоре после обретения независимости голландцы создали торговую империю, в которой были введены новые правила и банковские практики. Они послужили моделью для других стран спустя десятилетия. Германия пережила Тридцатилетнюю войну (1618-1648), которая являлась в значительной степени борьбой между протестантской и католической общинами. Из-за этого Германия представляла собой совокупность малых государств, а гибель банкирского дома Фуггеров более или менее определила судьбу страны в этот период времени.
Англией управляли Стюарты, которые практиковали разумное финансирование по сравнению с Францией и Испанией. Грешем пересмотрел финансы британского правительства, относясь с уважением к финансам. Его знаменитый закон, по которому он лучше всего известен, «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие», затрагивал самую суть проблемы обесценивания денег. Еще одним важным преимуществом Великобритании было то, что она по большей части держалась подальше от иностранных ростовщиков. Это помогло сконцентрировать богатство в отечественной экономике. Однако в Англии практиковалось искусство принудительных ссуд короне, поэтому не следует рассматривать эту страну как пример эффективного управления финансами в этот период. Долги начали расти, но практика принудительных кредитов закончилась при Карле II в последней четверти этого столетия.
Фраза, наиболее часто используемая для двух человек, идущих на обед, когда каждая сторона платит по-своему, звучит по-английски как «going dutch» (буквально «идти как голландцы», в значении «каждый платит за себя»). Это высказывание уходит корнями в XVII век. Маленькая Голландская республика вела войны против Англии и Франции. Французы фактически вторглись в Голландию, но потерпели поражение, когда голландцы открыли дамбы. Большая часть успеха этой маленькой страны была связана с их эффективной кредитной системой, в рамках которой даже правительство пользовалось почетным статусом и низкими процентными ставками.
Эффективное голландское правительство принесло много доверия и процветания. В Голландии было больше капитала, чем заемщиков. Но когда капитал аккумулируется в таких масштабах, неизбежно возникают спекуляции. Первые биржевые торги начались в Амстердаме в 1613 году. А торговать долгами начали в 1672 году. Конечно, следует упомянуть знаменитую спекуляцию тюльпанами. Самая высокая цена за одну луковицу тюльпана была зафиксирована в 1636 году за невероятную сумму в 4600 флоринов. В 1985 году это составило бы примерно $460,000 долларов США при использовании золота по $400 долларов за унцию.
Финансовая трансформация Британии произошла с революцией 1688 года. Ранее Стюарты и Тюдоры ограничивали и контролировали все финансовые дела. В Англии никогда не было серьезного банка, биржи или организованного денежного рынка, и национальный долг так и не был организован. По мере того как капитал начал концентрироваться во второй половине семнадцатого и, главным образом, в восемнадцатом веке, развивалось и благосостояние страны, появились капиталисты.
До революции 1688 года банковское дело развивалось посредством ювелиров. Они быстро поняли то, что итальянские банкиры обнаружили более чем за сто лет до них, а именно то, что лишь небольшая часть депозитов должна быть сохранена для покрытия расходов, связанных со снятием средств. Большая часть депозитов может быть предоставлена под проценты или инвестирована. Ювелиры начали платить проценты по вкладам. Но все же многие из самых выдающихся ювелиров обанкротились, когда Карл II приостановил все выплаты по своим долгам перед ними в 1672 году.
Тем не менее, английское банковское дело способствовало развитию этой отрасли. Известно, что чеки использовались еще в 1670-х годах. Квитанции за депозиты золота у ювелиров распространялись в виде бумажных денег, передавая активы от одного человека другому без физической обработки золота. Взимание процентов считалось грехом согласно доктрине католической церкви. Большинство итальянских банкиров справились с этим с помощью хитроумных средств маскировки процентов под комиссию за обмен валюты или за перевод. В Британии, однако, были юридические ограничения на то, сколько процентов может быть начислено, но не было законов против ростовщичества. Таким образом, квитанции и долговые контракты циркулировали гораздо более свободно, поскольку они были составлены в британских фунтах, а не в каких-то запутанных иностранных валютах.
Другие статьи из серии «Мировая история денег»:
Автор: Мартин Армстронг | Перевод: Золотой Запас