Найти тему

Окончание хронологии русско-турецких войн подведением «внутренней черты», и роль Запорожской Сечи в появлении кефира.

Оглавление

Продолжим обзор:

о) В 1880-1881 годах русский ученый В.Н.Дмитриев экспериментальным путем доказал: бактерии и грибки «кефирной закваски» - это видоизменившаяся закваска кумыса в коровьем молоке (кумыс делается на кобыльем молоке). 🍶

п) Появление кефира в 1908 году (в немалой степени благодаря случившемуся любовному приключению с Ириной Макаровой) в российском промышленном производстве. 👰

р) Двенадцатая русско-турецкая война 1914-1918 годов стала результатом вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне наших противников.

Турция начала эту войну 28 октября 1914 года без объявления её России, неожиданным обстрелом Одессы и Севастополя из корабельных орудий своего флота. А на следующий день она взялась обстреливать Новороссийск. 💥

с) Эта война не могла быть выиграна Россией, ввиду её внутренних событий 1917 года. Революционные события стали «внутренней чертой», которая разделила Россию на «ДО» и «ПОСЛЕ». «Сращивание» единого, разорванного в России цельного, началось практически сразу. По-живому, по маленьким капелькам. Однако, внутренне ускорилось это сращивание (опять же, не без «внешних» потерь) лишь после саморазвала СССР.

Внутренние события в России 1917 года по-прежнему требуют осмысления. Что они дали нашему народу больше: добра или зла?

Осмысление требуется для того, чтобы извлечь ОДНОЗНАЧНЫЙ ответ на вопрос из этого урока истории. Если, от разных граждан России, ответы не однозначны, значит, ответа нет вообще и урок не усвоен.

Но возможно ли вообще однозначно ответить на этот вопрос?

Думаю, что да. Вот только - не сейчас. Возможно, в будущем. Лично у меня сейчас, как человека несовершенного и малознающего, нет на него однозначного ответа. 😟

Но «малознающими и несовершенными», думаю, являемся мы все. 😟

Чувство возникает такое, что мы этой «революцией» что-то утеряли, но что-то и нашли. Причем нельзя сказать, что мы однозначно «избавились от плохого и нашли хорошее». Увы! Скорее, мы сознательно «выплеснули с водой ребенка». И только ради того, чтобы родить ребенка нового. А позже к нам стала приходить мысль, что этого, пожалуй, можно было бы и не делать. Но, если не делать, то КАК по-другому?

И, потому, вопрос хочется сформулировать иначе: «Научимся ли мы, когда-нибудь, поступать умно: находить, не теряя?» 😟😶❔

Сопроводить сказанное об очень многом, но всего парой фраз, как мне кажется, лучше всего не другими словами, а наглядным творчеством художника (рисунок, акварель) И.А.Владимирова (1869-1947). Потому что возможно ли красочно описать небо от горизонта до горизонта при меняющейся погоде, сделав это всего парой фраз? Вряд ли. Проще показать визуально.

Первое, что хочется сказать про этого художника: он ГЛУБОКО ЗНАЛ, что рисует. Являясь сыном русского отца и матери-англичанки, хорошо владел английским, печатался в русской (всегда) и английской (до 1918) прессе. При этом жил в царской России и пролетарском СССР.

Словом, давайте посмотрим некоторые работы художника. Ведь этого художника можно считать настоящим «визуальным летописцем российской истории» за изображение правды такой, какой она была при его жизни.

Мирная жизнь России в царский период:

Плакат работы Владимирова в Первую мировую войну, призывающий население брать государственный займ для победы в войне:

-3

Художник приветствовал февраль 1917 (до этого, в 1905, даже участвовал в уличных боях), но ужаснулся октябрю 1917. Да и как было не ужаснуться: разве не полное бескультурье Хама (Библия. Бытие, гл.9, стих 22), низменность животная человеческая и фактическая анархия не стали хозяйничать во дворцах и на улицах?

Или - вот это:

Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.                                              Разумеется, был голод, это была "революционная необходимость", ни кто не спорит.  Но интересно, эти лапотные бабка с дедкой (которому ещё повезло посмотреть на кулак перед носом, а не быть проткнутым штыком, и за которым видны босые ноги подростка) действительно стали "врагами трудового народа" за то, что хотели сохранить себе свое же зерно на посадку на следующий год?
Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922. Разумеется, был голод, это была "революционная необходимость", ни кто не спорит. Но интересно, эти лапотные бабка с дедкой (которому ещё повезло посмотреть на кулак перед носом, а не быть проткнутым штыком, и за которым видны босые ноги подростка) действительно стали "врагами трудового народа" за то, что хотели сохранить себе свое же зерно на посадку на следующий год?

Такая "реквизиция", наверное, сильно отличается от откровенного бандитизма:

А что же "народ"? А "народ" (как и сегодня) всегда был не против взять то, что "плохо лежит":

Разгром помещичьей усадьбы, 1926 "Не понятные" бумаги и картины - под ногами. Горит второй этаж и разбиты окна на первом (а зачем?). А расхищаемые вещи пополнят вещи домашние, или пойдут на продажу в городе?
Разгром помещичьей усадьбы, 1926 "Не понятные" бумаги и картины - под ногами. Горит второй этаж и разбиты окна на первом (а зачем?). А расхищаемые вещи пополнят вещи домашние, или пойдут на продажу в городе?

Однако, приняв произошедшее, как данность, от которой теперь уже некуда деться (как в песне: «Еду я на родину, Пусть кричат - уродина» Ю.Шевчук «Родина»), художник переносил на белое полотно происходящие «бытовые» события. Зная их не понаслышке и ни как не приукрашивая (работал в петроградской милиции в 1917-1918 годах, практически всю жизнь прожил в этом городе). Картины художника показывают события точно такими, какими бы мы увидели их сами, окажись в тот момент на улице, рядом с изображенными персонажами.

Два мальчика арестованы за кражу. Обычные беспризорники. Дети, оказавшиеся в необходимости как-то выживать при сгинувших родителях и утерянном родном доме. Таких было 4,5 - 7 миллионов в стране по приблизительным подсчетам. Как сложится судьба этих двоих, явно уже давно ставших «профессионалами» детско-крысиного выживания? Взялся ли уже Дзержинский создавать детские спецприемники? На заднем плане беспризорники разбегаются. Прямо, как мыши при опасности. Но ПОЧЕМУ же они не шли за помощью к взрослым, а убегали от них? 1920 год.
Два мальчика арестованы за кражу. Обычные беспризорники. Дети, оказавшиеся в необходимости как-то выживать при сгинувших родителях и утерянном родном доме. Таких было 4,5 - 7 миллионов в стране по приблизительным подсчетам. Как сложится судьба этих двоих, явно уже давно ставших «профессионалами» детско-крысиного выживания? Взялся ли уже Дзержинский создавать детские спецприемники? На заднем плане беспризорники разбегаются. Прямо, как мыши при опасности. Но ПОЧЕМУ же они не шли за помощью к взрослым, а убегали от них? 1920 год.
1921. Некому защитить. Помещение, в котором на табачный дым можно «топор повесить». И период, когда воры и бандиты успешно маскировались под «служивых». Однако их мимика, поведение, характерные позы тела - все это, для наметанного глаза милиционера, выдавало в них бандитов. Но девушка, попавшая в их «силки», ещё не знает, что её ждет беда.
1921. Некому защитить. Помещение, в котором на табачный дым можно «топор повесить». И период, когда воры и бандиты успешно маскировались под «служивых». Однако их мимика, поведение, характерные позы тела - все это, для наметанного глаза милиционера, выдавало в них бандитов. Но девушка, попавшая в их «силки», ещё не знает, что её ждет беда.
В подвалах ЧК. 1919.   Обратите внимание на явную непропорциональность размеров фигур на картине. Солдаты, растягивающие за руки беспомощного казнимого, кажутся обычного среднего роста. Стреляющий - даже низковатым сначала (если смотреть по уровню голов и торса), но гигантом потом (если посмотреть вниз, на проглядывающие его сапоги). А погибающий, с лицом страдающего взрослого, имеет буквально  рост подростка 10-12 лет. Конечно, все это не случайно. Так художник изобразил «маленького человека». Не уголовного или государственного преступника, не подростка, не человека низкого ростом. А именно - «маленького человека» по его «взгляду на мир». Который, просто в силу своего рождения, быта и привычек, ни кому вреда не сделал. Но вот как-то он «не вписался» в мощную поступь Нового, Могучего, Грубого, кому-то случайно «перешел дорогу». И это Могучее, Грубое, вдруг обратило на него свой взор. И - вдруг Оно пришло в его маленькую жизнь, как слон в посудную лавку. И он, вдруг, стал «лишним» в этой жизни. Как сонная муха на вымываемом оконном стекле. Стал той «битой посудой», которую слон просто случайно задел в «посудной лавке». Ибо поворачивался в поисках выхода из тупика, в котором неожиданно для себя оказался. Но ведь маленькая человеческая жизнь маленького человека, данная ему Богом, ещё совсем недавно была ЖИЗНЬЮ. С её маленькими радостями и бедами. А вовсе не гниющим «прахом», каковой она стала после «подвала».
В подвалах ЧК. 1919. Обратите внимание на явную непропорциональность размеров фигур на картине. Солдаты, растягивающие за руки беспомощного казнимого, кажутся обычного среднего роста. Стреляющий - даже низковатым сначала (если смотреть по уровню голов и торса), но гигантом потом (если посмотреть вниз, на проглядывающие его сапоги). А погибающий, с лицом страдающего взрослого, имеет буквально рост подростка 10-12 лет. Конечно, все это не случайно. Так художник изобразил «маленького человека». Не уголовного или государственного преступника, не подростка, не человека низкого ростом. А именно - «маленького человека» по его «взгляду на мир». Который, просто в силу своего рождения, быта и привычек, ни кому вреда не сделал. Но вот как-то он «не вписался» в мощную поступь Нового, Могучего, Грубого, кому-то случайно «перешел дорогу». И это Могучее, Грубое, вдруг обратило на него свой взор. И - вдруг Оно пришло в его маленькую жизнь, как слон в посудную лавку. И он, вдруг, стал «лишним» в этой жизни. Как сонная муха на вымываемом оконном стекле. Стал той «битой посудой», которую слон просто случайно задел в «посудной лавке». Ибо поворачивался в поисках выхода из тупика, в котором неожиданно для себя оказался. Но ведь маленькая человеческая жизнь маленького человека, данная ему Богом, ещё совсем недавно была ЖИЗНЬЮ. С её маленькими радостями и бедами. А вовсе не гниющим «прахом», каковой она стала после «подвала».

Знающи английский, Владимиров сотрудничал с ARA в 1921 («Американская организация помощи» голодающим в России):

Продовольственная помощь от АРА. 1922
Продовольственная помощь от АРА. 1922

И знакомые американцы стали покупать некоторые его работы. Не из-за их особой «художественной ценности», а просто чтобы иметь благовидный предлог дать художнику не унизительное «подаяние», а «честно заработанные» им деньги. 👛

Благодаря таким покупкам зарисовок «народного быта» того периода, картины художника, неминуемо ставшие бы вскоре «неугодными» властям на Родине, сохранились за рубежом.

Запечатлел художник, своими работами, и период НЭПа. Который мы в России придумали и «открыли для мира», но «похерили» в своей стране. А ныне его «скопировала» КНР (Можно сказать: слямзила, даже «спасибо» не сказав. И теперь, при своей КПК, прекрасно развивается огромными экономическими скачками. И, глядя на успехи КНР, возникает мысль: а НАМ чем помешал такой путь развития? Идеологией, поставленной выше экономики? А почему тогда КПК, прекрасно удерживая власть в стране, научилась успешно сочетать идеологию с эффективной экономикой?)

В работах художника виден печальный уход «старого» российского:

1922. Заслуженный генерал (князь Васильчиков) в своем нынешнем положении. Петроград. Где они теперь: тот парадный блеск, слава и социально-высокое БЫЛОЕ генеральское положение?
1922. Заслуженный генерал (князь Васильчиков) в своем нынешнем положении. Петроград. Где они теперь: тот парадный блеск, слава и социально-высокое БЫЛОЕ генеральское положение?

и первые «ростки» нового, культурного в народе, обнадеживающего, незнакомого:

1923. Гранд-отель «Европа». Нет ещё «красивых одежд», но простой человек уже «культурно зашел в ресторан».
1923. Гранд-отель «Европа». Нет ещё «красивых одежд», но простой человек уже «культурно зашел в ресторан».
1923. Галантный кавалер  Он «ухаживает» уже не за «бабой», а за «дамой». Чувствуете РАЗНИЦУ между «бабой» и «дамой»?
1923. Галантный кавалер Он «ухаживает» уже не за «бабой», а за «дамой». Чувствуете РАЗНИЦУ между «бабой» и «дамой»?
В театре. Царская ложа. 1918. Окурки наверняка полетят вниз, на чьи-то головы. Но зато «вельможный театр» уже «открыт» для простого народа.
В театре. Царская ложа. 1918. Окурки наверняка полетят вниз, на чьи-то головы. Но зато «вельможный театр» уже «открыт» для простого народа.
Иностранцы в Ленинграде 1937   Массовая пионерия - новое, положительное воспитание подрастающего поколения. Пришедшее на смену отрицательной массовой беспризорности.
Иностранцы в Ленинграде 1937 Массовая пионерия - новое, положительное воспитание подрастающего поколения. Пришедшее на смену отрицательной массовой беспризорности.

Возрастающая «народная культура», «уделом» которой при монархии была «доля Хама», теперь «росла над собой». И проходила, в частности, и через такие некрасивые формы:

Он бывал на фронтах и запечатлел моменты войн.

Сдача финнов 1940   Советско-финская война началась не из-за «злобности» Страны Советов к соседям. А из-за «старых склок» (Финляндия была частью  России, но откололась от неё с падением царского трона. Далее там был создан укрепленный район недругами большевиков, и оттуда послышались угрозы. На которые пришлось реагировать).
Сдача финнов 1940 Советско-финская война началась не из-за «злобности» Страны Советов к соседям. А из-за «старых склок» (Финляндия была частью России, но откололась от неё с падением царского трона. Далее там был создан укрепленный район недругами большевиков, и оттуда послышались угрозы. На которые пришлось реагировать).
Голодающие Берлина. 1945   А знаете, ЧЕМ интересна эта картина? Тем, что на оккупированных немцами русских землях не было НИ ОДНОГО ПОДОБНОГО СЛУЧАЯ раздачи пищи бедствующему местному населению. И ещё интересный момент: обратите внимание на красный верх фуражки у сидящего офицера на переднем плане. Дело в том, что красный верх фуражки был у комендантов ж/д станций (ныне и у дежурных по станциям в МПС и РЖД позже). И ещё - у белого движения! В частности, у корниловцев. Так КТО же здесь изображен? Ж/д комендант (что возможно, но кажется маловероятным из-за отсутствия ж/д техники)? Или художник так показал, что русское «белое движение» воевало не только на стороне немцев, но и против них, за СССР и свой народ, в подполье западных стран?
Голодающие Берлина. 1945 А знаете, ЧЕМ интересна эта картина? Тем, что на оккупированных немцами русских землях не было НИ ОДНОГО ПОДОБНОГО СЛУЧАЯ раздачи пищи бедствующему местному населению. И ещё интересный момент: обратите внимание на красный верх фуражки у сидящего офицера на переднем плане. Дело в том, что красный верх фуражки был у комендантов ж/д станций (ныне и у дежурных по станциям в МПС и РЖД позже). И ещё - у белого движения! В частности, у корниловцев. Так КТО же здесь изображен? Ж/д комендант (что возможно, но кажется маловероятным из-за отсутствия ж/д техники)? Или художник так показал, что русское «белое движение» воевало не только на стороне немцев, но и против них, за СССР и свой народ, в подполье западных стран?

Или вот как Владимиров писал в период блокады Ленинграда, будучи уже немолодым человеком:

« Жизнь в городе забурлила ещё сильней; у всех, как и у меня, гнездились мысли: как бы я мог внести свою долю в защиту Родины? О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность в походке сразу лишили меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода.
И я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне. И о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы».

Художник не только зарисовывал, но и записывал жизнь блокадного Ленинграда. Он исписал 13 тетрадей о быте горожан, записывая в них даже взлетевшие, абсолютно на все, цены на рынках. 📝📚

Здесь лишь малая часть картин художника, но и они заставляют задуматься. По ним, показывающим язвы и «триумф» общества, мы можем делать такие выводы, как минимум:

  • 1. Чтобы избежать бед в стране, власть должна быть эффективной и иметь доверие народа;
  • 2. «Верхи» ОБЯЗАНЫ заботиться о культурном человеческом развитии «низов». Как и об улучшении беспритязательной жизни простых людей. А не считать свой народ «человеческим ресурсом для физической работы и службы в армии». Который «создан Богом» исключительно для обслуживания «верхов» в их личной «жизни в своем кругу» (вместе с их «высоким культурным восхищением мировым искусством»).
  • Подобный эгоизм свойственен лишь неимоверно разросшемуся бюрократизму «среднего звена» в управлении страной. Плавно и незаметно переходящему в прослойку «социального человеческого эгоизма»: по сути, все правящие классы в России представляли собой разросшийся бюрократизм. Который просто паразитировал на народе, стараясь из него «выжать все». Народ оставался в бескультурье и неграмотности. И забюрократизированный «класс» социальных эгоистов «довыпендривался»: получил грубую, хамскую «ответку». И «попало» всем: и «народу», и «правителям». Единственно, кто радостно «потирал руки», так это враги России. 👹

На этом и закончим с русско-турецкими войнами в теме «появления кефира».

Представленная в прошлых статьях история появления кефира показана автором, как «цепь событий», одним из звеньев которой были бывшие запорожские казаки.

Если сказать точнее: не все запорожские казаки, а только конкретно переселившееся на Северный Кавказ «Войско верных запорожских казаков» (Повторно, после Указа о роспуске и раскола Сечи, оно было образовано при Екатерине II из оставшихся верными России запорожских казаков).

Не будь этих казаков, верных России, не появилось бы и необходимое «звено» в цепи событий. Сочленившееся со «звеном» традиционного кавказского «кумыса». Не было бы тогда и самого кефира.

Кефир и кумыс - близкие родственники: кумыс - родитель кефира. Так выходит по научной точке зрения, которая опытным путем доказана русским ученым Дмитриевым. И такой подход наиболее понятен для современного человека. Его возможность, в основном, в статьях и рассматривается. Но есть ещё легенда о передаче закваски - «зерен Аллаха» - уважаемому старцу-мусульманину самим Пророком Магометом на Северном Кавказе, возле горы Эльбрус. И эта передача, по времени, произошла в период «Кавказской войны». Автор учитывает и то, и другое. Ни отрицая возможности ни того, ни возможности другого. Так как мир удивительно многообразен: наука сильна, но и чудеса в реальности случаются. По крайней мере, научными способами воздействуя на кумысную закваску, повторно получить кефир в других странах не получилось.
Кефир и кумыс - близкие родственники: кумыс - родитель кефира. Так выходит по научной точке зрения, которая опытным путем доказана русским ученым Дмитриевым. И такой подход наиболее понятен для современного человека. Его возможность, в основном, в статьях и рассматривается. Но есть ещё легенда о передаче закваски - «зерен Аллаха» - уважаемому старцу-мусульманину самим Пророком Магометом на Северном Кавказе, возле горы Эльбрус. И эта передача, по времени, произошла в период «Кавказской войны». Автор учитывает и то, и другое. Ни отрицая возможности ни того, ни возможности другого. Так как мир удивительно многообразен: наука сильна, но и чудеса в реальности случаются. По крайней мере, научными способами воздействуя на кумысную закваску, повторно получить кефир в других странах не получилось.

Далее ЗДЕСЬ: «Мнение автора возможно к принятию, но требует обдумывания». Начало ТУТ. Использованы иллюстрации в свободном доступе. Лайк можно выбрать ниже.