Или как американские солдаты пели антивоенные песни и стали пионерами протопанка.
Представьте! 1964 год. Дом культуры в военной части Ограниченного воинского контингента Советских войск в Восточной Германии. На сцене ансамбль в монашеских рясах, поющий песни «Мой брат умер на льду Финского залива», "Почему утонул Чапаев", "Атомная бомба лучшее лекарство от войны". При всем уважении к советскому строю, таких ребят быстро бы вызвали на разговор в особый отдел, а затем оправили бы на родину.
За железным занавесом, на той стороне, в капиталистической Западной Германии на американской военной базе в Гельнхаузене в свободное от несения воинской службы раздавался голос, который пел под аккомпанимент шестиструнного банжо, "Мой брат умер во Вьетнаме", "Джеймс Бонд, кто он?, "… Нам не нравится атомная бомба».
Напомним, что в это время американские войска утюжили вьетнамскую землю ковровыми бомбapдировками и поливали ядовитыми пестицидами джунгли вместе со всеми обитателями. А холодная война с СССР грозила перерасти в горячую.
Тем не менее солдаты не только позволяли себе петь антивоенные песни, но и выпускать записи на грампластинках, правда делали они это уже за забором военной базы.
При этом группа The Monks выглядела в соответствии со своим названием. Католические пасторы с монастырскими стрижками а ля "Тонзура" и галстуками висельников.
Выглядели монахи не серьезно, но если посмотреть на их творчество, то они предложили революционные вещи.
На фоне битломании средины 60-х The Monks оказались не интересны в англоязычном мире. Но, на самом деле они предложили самые что ни на есть революционные вещи. Не даром они снискали уважение в среде протопанка, например, им респектовали Television, Velvet Underground, Dead Kennedys и Beastie Boys, признавая их влияние.
В своей музыке они соединили идеи будущего панка и элементы немецкого краут-рока, минимализм и жесткий моторик-ритм, где часто мелодическая линия отводилась вокалу.
Сначала Монахи выступали под названием The 5 Torquays и исполняли каверы на стандартные рок-н-роллы. Но по окончании службы встреча с немецкими художниками Вальтером Ниманном и Карлом Реми кардинально изменила их взгляд на творческий процесс. Немецкие единомышленники создали группе не только уникальный образ, но и подарили манифест, отвергающий их прошлое: «Никогда не будь Торки».
Так группа изменила свой имидж и сосредоточилась на написании авторского материала, отличного от обычного представления о танцевальной музыке тех лет. Кроме того, во главу угла музыканты поставили критическое осмысление жизни общества, что выражалось в антивоенных текстах и критике жизни обывателя.
Так The Monks переместились из баров для американских военных в клубы Гамбурга, в том числе «Top Ten», где выступали The Beatles на заре карьеры.
Месседжи The Monks были неоднозначно расценены на родине. Оригинальный тираж альбома "Black Monk Time" так и не был распродан в США. Музыка группы больше пришлась по вкусу жителям Восточной Германии, чему свидетельствовал поток фанатской почты на радиостанцию "Радио Люксембург" (главный источник поп-музыки из-за Железного занавеса). Идеи социального неравенства и антивоенные призывы для жителей стабильной и пацифистски настроенной ФРГ оказались абсолютно не интересны. Чтобы поднять градус скандальности Монахи пытались поехать на гастроли во Вьетнам, но не случилось.
Тем не менее группа была в Европе на слуху и её даже приглашали на разогрев Билла Хэйли и Джимми Хэндрикса.
Как гласит история после выхода в 1966 году лонгплея "Black Monk Time" и продолжительного тура в его поддержку, группа дала слабинку в дисциплине. Музыканты отрастили волосы, сбросили униформу, вернулись к исполнению каверов и проект вскоре рассыпался, чему способствовала страсть менеджмента к веселому времяпрепровождению. Художники чего с них взять. Но финальной точкой стал странный факт. Барабанщик Джонстон всерьез решил, что их непременно coжгyт во Вьетнаме, как это делают сами буддистские монахи, и сбежал домой в Техас. Поскольку музыка группы держалась на сложных ритмах, нового барабанщика найти не удалось.
ФАКТ
Сейчас оригинальный LP "Black Monk Time" (кат. № International Polydor Production – 249 900, vinyl) продается по цене от $1 тыс.
ЦИТАТА
Эдди Шоу, бас-гитарист, о музыкальной концепции The Monks:
"Идея состояла в том, чтобы выжать из ритма, как можно больше "бита". Столько же "бам-бам-бам-бам" в такте сколько нот, или типа-того. Тарелки использовали только для акцентов. Если кто-то не вносил свой вклад в ритм, то он не мог быть частью Монахов".
Так появилась и вскоре (в 1967 г.) исчезла одна из первых концептуальных групп в истории рока. Позднее идею "являть миру нечто цельное и новое" плавно адаптировали группы прог-рока такие как Pink Floyd, ELP и Yes.
Понадобились десятилетия для того, чтобы неизвестных пионеров протопанка оценили по достоинству. Коллектив начал вновь давать концерты в 1995 году. В 1999-м документальный фильм об истории группы "Transatlantic Feedback" рассказал о вкладе The Monks в развитие рок-музыки. Оригинальный состав the Monks в последний раз выходил на сцену вместе на шоу "Rockaround event" в Лас-Вегасе в 2004 году.