Найти тему

Медвежья потеха на Руси

Всем известно, что ни одна ярмарка в России не обходилась без представления скоморохов с медведем. Явление это было до того привычным и любимым, что сделало медведя неофициальным символом русского народа и России. А как выглядели эти представления на самом деле? Попробую описать, опираясь на старые источники, а также собрать воедино сведения о происхождении и сущности этой потехи.

Почему именно медведь? С незапамятных времён у славян медведь был священным, культовым животным. Его даже называть по-настоящему нельзя было. Само русское слово "медведь" -- иносказание, произносимая замена. Коренное название было родственно немецкому "бэр", сохранилось как корень в словах "берлога" и "бирюк". Исходно все славяне -- жители лиственных лесов Европы, где медведь был животным самым сильным, не имеющим естественных врагов, настоящим хозяином леса. Это и определило его культ. Почти у всех славянских народов сохранились обряды, в которых медведь выступает символом достатка, плодородия, силы и удачного деторождения. А значит, он был персонажем номер один в языческих праздниках и представлениях. Когда стали выделяться в обществе люди, которым удавалось лучше других потешать и забавлять, медведь и стал их естественным спутником. Так и возникли скоморохи-поводыри медведя, или потешники-медведчики. В каждой ватаге "весёлых ребяток", добывающих пропитание представлениями на ярмарках, непременно был такой.

Ватага потешников. Рисунок из открытых источников интернета
Ватага потешников. Рисунок из открытых источников интернета

Первые письменные упоминания о скоморохах-поводырях медведей относятся к былинным временам. В 10 - 16 веках это были выходцы из лесной, таёжной части новгородских владений -- пошехонцы. С упадком Великого Новгорода деловой центр России переместился в верхнее и среднее Поволжье, почти все промыслы оказались привязаны к Макарьевской ярмарке. На ловле и первоначальном обучении медвежат стали специализироваться несколько сёл лесного Сергачского уезда Нижегородской губернии. Учёных медведей стали почтительно называть "сергачский барин". Крестьяне этих сёл скупали у охотников маленьких медвежат, приручали и обучали стандартному набору навыков медведя-артиста, а потом продавали потешникам со всей России. Так и расходились медведи со скоморохами по всей необъятной России, и даже за её пределами. Есть свидетельства о деятельности русских медведчиков
в других странах. Кроме Сергачского уезда обучением медвежат занималась медвежья академия князей Радзивиллов в местечке Сморгоны на территории современной Белоруссии. Чаще всего в народе поводырей медведей называли по исходному месту месту: пошехонец, сергач, литвин.

Медвежья потеха на лубочной картине
Медвежья потеха на лубочной картине

Самое раннее подробное описание медвежьего представления на ярмарке осталось в газете "Петербургские ведомости" от 1 июля 1771 года:

Крестьяне привели в здешний город (Курмыш, Нижегородской губернии) двух больших медведей, которых они сделали столь ручными и послушными, что многие вещи по их приказу исполняют:

1 Вставши на дыбы, кланяются в землю, и не поднимаются до тех пор, пока им приказано будет.

2 Показывают, как хмель вьётся.

3 На задних лапах танцуют

4 Показывают, как судьи за столом сидят

5 Берут палку и изображают, будто из лука стреляют

6 Вставши на задние лапы и взяв промеж них палку, ездят, как малые дети на лошадке

7 Берут палку на плечо и маршируют, как солдаты

8 Прыгают через цепь

9 Как хромые ногу за собой таскают

10 Как сельские девки смотрятся в зеркало и прикрываются от женихов

11 Как малые ребята горох воруют: где сухо на пузе, где сыро на коленях ползают, а потом валяются и едят

12 Показывают, как мать родных детей холит, и как мачеха пасынков...

13 Как жена милого мужа приголубливает, и как постылого...

14 Как девки на барщину еле идут, и как обратно бегут...

15 Вычищает лапой порох из глазу поводыря

16 Вынимает у хозяина из-за губы табак лапой

17 Как тёща зятя угощала, блины пекла, угорела да повалилась

18 Допускают всякого желающего на себя садиться и ездить, подают лапу.

19 Подносит хозяину шляпу и барабан

20 Кто поднесёт вино или пиво, с учтивостью принимают, выпивают, и посуду назад отдавая, кланяются.

Такой вот набор трюков. По-моему, очень даже на уровне, не всякий современный цирковой дрессировщик такую программу осилит. Особо подчеркивается, что медведи большие и совершенно здоровые. Так бывало не всегда. К сожалению нельзя не сказать, что иногда у медведей вырывали клыки, спиливали когти, и даже ослепляли животных... Однако таких злодеев-поводырей было немного, люди платили деньги только по окончанию представления, и кто сколько накидает. Понятно, что хорошо заработать можно было только за представление со здоровым, нормальным медведем. Заработок, кстати, зависел не только от навыков мишки, но и от, того, что говорил или распевал при этом потешник. Шутки обычно носили похабный или социальный характер...

А заканчивалось представление борьбой с медведем. Тут возникал второй постоянный участник потехи -- коза. Обычно это был мальчик. Он с самого начала озвучивал действо игрой на барабане, а потом надевал на голову козью шкуру с головой и рогами на деревянном конусе, внутри которого была колотушка вроде колокольчика, и начинал бодать и дразнить медведя.

Медведь с козой. Раскрашенная гравюра. 1830-е годы
Медведь с козой. Раскрашенная гравюра. 1830-е годы

Разозливши медведя, он отступал, и снова принимался барабанить. Отсюда произошло расхожее шутливо-презрительное выражение русского языка "отставной козы барабанщик". Боролся же с медведем в финале представления сам хозяин, при этом травмы были не редкостью. Такая вот русская коррида, незаслуженно забытая у нас.

Раскрашенная гравюра 1882 г Хорошо видны все действующие лица представления.
Раскрашенная гравюра 1882 г Хорошо видны все действующие лица представления.

Примерно с середины 19 века представления с медведями становятся промыслом цыган. Надо сказать, что во все века церковь и государство с этим явлением боролось, и в конце концов победило. Высочайшим указом от 30 декабря 1866 года медвежья потеха была полностью запрещена из-за её жестокости и похабства. Медведчикам при этом строго предписывалось собственноручно убить своих питомцев. Что тут сказать... Власть в России всегда была за добро и нравственность. У писателя Гаршина есть рассказ, описывающий эту трагедию.

Однако с возникновением первых цирков в России искусство представлений с медведями перекочевало туда и стало одной из основ русской цирковой школы.

С чего я стал изучать эту тему? Во второй части "Приключений Тобика" моему герою предстоит путешествовать с ватагой потешников 18 века и устраивать представления. Не с медведем, конечно. С белкой. А пока читайте часть первую. Скоро продолжение.