Найти тему
Сергей Пряморуков

От Уолтера Уайта до Хайзенберга: меньшей кровью.

Оглавление

Путь становления постнеклассического героя.

Вы чувствовали, какой силой обладает окно общественного транспорта? Собственно, речь не только о маршрутках, троллейбусах и трамваях; средств передвижения в целом - такси, междугородние автобусы, поезда, самолеты. Уверен, что и взгляд в иллюминатор на борту МКС оказывает не слабое влияние, но увы узнать наверняка у нас не удастся, только если среди тех, кто это читает нет будущих космонавтов, в этом случае - напишите мне в личку (не, ну а вдруг?). Так вот - перекресток Буденновский/Текучева, я залипаю в грязноватое окно автобуса, неспешно перекатывая мысли в голове, но с полной готовностью к снисхождению вдохновения. И судя по всему, у Вселенной было хорошее настроение в тот день, ведь мои ожидания она удовлетворила.

Рядом со мной останавливается “Урал” цвета хаки, с военными номерами и поднятым тентом - внутри отделение пацанов в форме одежды номер четыре. Смотрю им в глаза - все, кто бывал в зоопарке могут представить этот взгляд. Вспоминаю себя в аналогичных условиях - чувствуешь себя цирковым зверьком. И я не утрирую; да, перед тобой нет металлической решетки. Но ведь тебя удерживает другая клетка, пределы которой ты покинуть не можешь.

В мире без законов и правил, ты - прямоходящее млекопитающее с развитым интеллектом, в остановившемся транспортном средстве, которое хочет вкусно и сытно покушать, хорошенько выспаться, увидеть семью и друзей, сходить на выходных со своей девушкой в кино, и для которого выбраться не составит особых усилий: перекинул ногу через поднятый бортик кузова, около метра до земли, прыжок и можешь идти удовлетворять свои потребности и желания. Вполне очевидно, что ты можешь это сделать, но не сделаешь. Почему?

Потому что, мы живем в другом мире. Где есть эта клетка, которая, с одной стороны, якобы, защищает тебя и окружающих людей от самого себя, от разрушительной природы, что у тебя внутри, а с другой - лишает возможности интегрировать своё естество и стать на путь обретения свободы. И название крепчайшего материала этой тюрьмы - условности. Условные законы и правила, нормы поведения и общения, моральные устои и кодексы чести, стереотипы и шаблоны, этикет, догмы, каноны, формальности. Но всё это не может претендовать на звание абсолютного, так как эти понятия совершенно относительны и в реальном, и объективном мире их просто нет. Потому что, цивилизация и все её атрибуты - плод коллективного воображения. Кто-то, когда-то придумал это всё, это ни нечто, заложенное в нас природой, но приобретенное извне. Чтобы проверить инородность этого, достаточно быть честным с детьми, которые ещё свободны от этого и чисты.

Представь, ты выходишь из магазина, а у твоего ребенка в руках игрушка, за которую вы не заплатили. Ты не заметил, как он взял её с полки и сунул в карман. Ребенок не знаком со статьей 7.27 КоАП РФ или 158 УК РФ, административным или уголовным наказание, с законами страны, к которой он по умолчанию принадлежит. Ему просто понравился этот блестящий кусок пластмассы и он захотел им завладеть. Посмотрю я на тебя, как ты объяснишь 3-х летнему чаду кем и для чего было создано государство, как и для кого работают законы и почему невозможно жить обособленно от оных структур. И в этих случаях на помощь приходит очень эффективное средство, используемое в подобных ситуациях: “ - Я сказал нельзя, подрастешь и поймешь!”. Как сказала мне одна девушка, мать двух детей, “- Он не понимает, а просто верит мне”.

Вероятнее всего, цель создания цивилизации и государственности была весьма благородна, опять же - подавление и сдерживание людей от их деструктивного и дикого естества, дабы свободные от этого, они смогли проявить свои созидательные и творческие способности. Но цель эта позабыта и давно лишилась статуса первопричины, и средство стало самоцелью. Цивилизация - то, что было создано служить интересам Человека, перестало выполнять эту функцию и человек начал служить ей. Представим следующую ситуацию: ночь, трасса, ты стоишь на переходе, смотришь по сторонам - видимость предельная, ни одной машины, но горит красный свет и ты продолжаешь стоять. Почему? Явных признаков опасности нет, ты можешь перейти, осторожно, глядя по сторонам. Зачем ты ждешь зеленый? Это гарантирует сохранность твоей жизни, дает полную уверенность в том, что тот, кто сейчас несется на 240 км/ч на двухтонном внедорожнике не решит проскочить этот переход на красный, или что он точно не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что он вообще тебя заметит в твоей черной куртке, и что тормоза его автомобиля исправны? А может он решил именно этой ночью совершить суицид, разбившись на большой скорости. А теперь зеркальная ситуация - думаю, каждый из вас видел тех, кто стоит на переходе, опустив глаза в телефон с наушниками в ушах, без малейших промедлений начинает переходить дорогу как только краем глаза замечают смену цветов светофора на разрешающий. И не важно, высокий ли трафик, опасный ли перекресток - ведь зеленый же! Что в первом примере, что во втором - на что рассчитывают эти люди? На то, что если их собьют на зеленый они будут правы, а водитель, пронесшийся на красный - нет? Смогут подать в суд и выиграть дело? Окей. И это будет принципиально важно, если тебя парализует, перебив позвоночник? Или если деньги от выигранного дело уйдут на твои похороны? И это не призыв нарушать ПДД! Ни в коем случае! Переходи только в положенных местах, исключительно на зеленый, смотри налево, затем направо, выкидывай мусор в урну, придерживай перед девушками дверь и мой кастрюлю сразу после того, как сварил гречку, иначе потом это будет не отмыть!

Есть прекрасное выражение за авторством Мераба Мамардашвили, “ Мир не есть. Он происходит ”. Это значит то, что и цивилизация была не просто когда-то создана, а она заново рождается каждое утро в умах миллиардов людей. Мы с вами выдумывает её, раз за разом, день ото дня. Это не ощущается, это доведено до автоматизма, как ходьба или дыхание. Но стоит остановиться и заставить себя спрашивать “как, зачем и почему?” и ты почувствуешь это. Приветствие, прощание и само общение со старшими, начальником, подчиненными, друзьями, коллегами, семьей; уступая место в автобусе и покупая себе кофе - несмотря на то, что это происходит стереотипно и шаблонно, в каждый момент мы заново придумываем правила, по которым это работает. Закон, Конституция, мораль, религия - всё это не объективная данность, а ежедневный выбор. Тут очень кстати будет сцена из фильма “Зеленая книга” - выступление в одном из южных штатов, во время антракта, д-р Ширли хотел воспользоваться гостевой уборной в доме, на что получил отказ хозяина и предложение воспользоваться уличным туалетом “for colored only”. Тогда доктор решает использовать для своих целей мотелем, где они остановились, что в получасе езды, далее следует диалог:

Но тебя лишили времени, чтобы задумываться, более того, даже будь у тебя эта возможность, ты не стал бы ей пользоваться, ведь убежден в полной ненадобности этого. И вот ты просто механизм, выполняющий некие функции, не подвергающий критическому отчету ни “свои” мысли, ни действия, ни их последствия.

Допустим, у тебя сегодня встреча в 16:20, на 22 этаже бизнес-центра. Ты приходишь за 20 минут, заходишь в здание, проходишь ресепшен, едешь на лифте до нужного этажа, проводишь встречу, спускаешься обратно в холл, выходишь на улицу и отправляешься дальше по своим делам. Ничего необычного.

А теперь представим, что некий человек рождается в большом грузовом лифте, в окружении людей, которые также были зачаты и рождены здесь, поколениями живущие и умирающие в замкнутом пространстве лифтовой кабины. Будучи ребенком он будет чувствовать, что лифт движется вверх-вниз, его будет одолевать неподдельный интерес в предназначении дверей и кнопок. Но его научат не задавать глупых вопросов и не замечать всего этого. Благодаря старанию взрослых и старейшин мы получим еще одного рядового жителя Грузового Лифта, Грузоподъемностью 6500 кг, который возможно даже сможет стать Почетным Протирателем Пыли с Кнопок. Для него просто не будет существовать понятия альтернативных источников электроэнергии, установленных на крыше здания и питающих этот самый лифт, понятия самого здания, его планировки; города, частью которого это здание является и далее, по аналогии.

И придумывая эту аллегорию, я в своих размышлениях добрался только до Пелевина 93-го года, шо не может ни огорчать :С

Не это ли наш условно-цивилизованный мир: абстрактный поезд, идущий из ниоткуда в никуда, пассажиры которого перестали слышать стук колес, даже то, что они, собственно, являются пассажирами; окружающий мир для которых являет собой лишь быстро сменяющийся размытый пейзаж за мутными окнами?

Мы так гордимся Цивилизацией и Культурой как настоящим достижением, но так ли мы изменились с её приходом? Мне кажется, чтобы проверить это, достаточно отключить электропитания на некоторое время. На это у меня так же есть пример - прочтите статью Википедии о событиях, произощедних в ночь с 13 на 14 июля 1977 года в Нью-Йорке во время аварийного отключения энергоснабжения. Фильм “Судная ночь” повествует примерно о том же.

Для тех, кто прочел до этого момента, хочу расставить некоторые точки над i - естественно, я не сумасшедший, чтобы призывать к нивелированию всяческих законов и торжеству анархии, ведь если лозунг “Fuck The System” сделать жизненным кредом, наступит полнейший хаос и первородная дикость, мы попадем в GTA Online IRL, партия в которую будет вестись до последнего выжившего. Думаю, никто не станет этого отрицать, а это значит, что вы согласны, что это наша истинная и неоспоримая сущность.

“ Разница между индивидуальностями огромна, но в общем, как давно уже замечено, мир лежит во зле - дикие пожирают друг друга, а культурные друг друга обманывают, и это называется порядком вещей. “ Артур Шопенгауэр

Если принять, что человеческая натура базой своего естества имеет животное начало, то остается, что мир цивилизованный будет существовать до тех пор, пока горит свет и есть отопление, функционируют продуктовые магазины и больницы, получают зарплаты военные и полиция; и пока в этот мир верит каждый, кто считает себя его частью. И если в силу каких-либо обстоятельств, вся эта структура прекратит своё существование, все те кто верил в неё с непогрешимой святостью, окажутся совершенно не готовы и не способны пребывать и обеспечивать свою жизнедеятельность в сложившихся условиях, которые покажутся им до безобразия агрессивными и чуждыми, хотя всегда и составляли первооснову для их желаний и решений.

Думаю, так и возник жанр постапокалиптики. В произведениях на данную тематику освещается ничто иное, как люди, вырванные из контекста Цивилизации. И для тех, кто принял свою сущность еще в бытность Государственности и Культуры, для них ничего не меняется, кроме внешних атрибутов, суть - зерна очистятся от плевел; агрессивное отстаивание своих интересов, сопряженное с жестокостью не будет для них сюрпризом или чем-то аморальным и недопустимым. А те, чем иллюзорный мир, некогда казавшийся несокрушимой опорой рухнул, разумеется, будут не способны мнгновенно приспособится к “новым” реалиям; более того, даже поверить в подлинность происходящего. И они становятся теми, кем им и подобает быть - зомби, существами, полностью лишившимися Духа, Осознанности, Человечности. Происходит это, я полагаю, в следствие того, что Юнг назвал интеграцией Тени, если коротко - для того, чтобы обрести Индивидуальность и Свободу, первым делом, нужно понять, что изначально мы лишь Часть Общего и Зависимы, именно - не свободны. И путь к возвышенному, осознанному и совершенному начинается с признания себя низшим, порочным, слабым и несовершенным. Те же, кто не интегрировать свою Тень, считающие себя совершеннейшими из Homo Sapiens по праву рождения, окажутся не в состоянии оказать достойного сопротивления тому, наличие чего они вообще отрицали и, как следствие, животное и низменное получит над ними полный контроль, не оставит от этих высоко одухотворенных и высшей степени культурных личностей ничего, кроме пустых оболочек, движимыми лишь Голодом.

“Человек не рождается индивидуальностью - напротив, он рождается биологической единицей (управляемой природными алгоритмами) и социокультурной единицей (управляемой социокультурными алгоритмами и их главными источниками: политикой, экономикой, религией, традицией). Индивидуальность, личность есть не данность, а задание.”

Испокон веков, всегда выживал лишь сильнейший и борьба за это самое выживание и вращала планету. Окультурившись, мы наивно предположили, что жизнь современного человека далека от ежедневной борьбы за кусок хлеба и места под солнцем. Но ты, также как и я, являемся частью этого самого современного мира и я почему-то даже не сомневаюсь, что мы оба чувствуем одно и тоже, а именно - иллюзорность этого предположения. За последние тысячелетия, принципиально, не изменилось, ровным счетом, ничего: слабый гибнет или служит интересам сильного. В человеке нашего поколения голос инстинктов заглушается и вера в его рудиментарность крепчает, и даже не ставится под сомнение. Временами мы становимся свидетелями, а кто-то, к превеликому несчастью, и непосредственным участником трагических и ужасающих последствий этого.

5 мая 2019 года, Международный аэропорт Шереметьево, вследствие неполадок, пассажирское воздушное судно вынуждено совершить аварийную посадку, во время которой возникает пожар, в огне которого погибает 41 человек. По сообщениям Интерфакса; судя по видео, снятому на мобильные телефона внутри салона; и опросу очевидцев, следует, что “когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна и они погибли в огне”. Перед вылетом экипаж любого самолета проводит инструктаж на случай чрезвычайного положения.

“Однако, в экстремальных ситуациях люди действуют машинально, пытаются спасти личные вещи, не думая, что это смертельно опасно и для них, и для других” - сообщает Интерфаксу источник. И это уже не выдуманный мною пример, а один из страшных фактов. Я хотел бы резюмировать вышесказанное, но за меня это сделает антагонист фильма “Девушка с татуировкой дракона” [ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР].

Контекст: главный герой, детектив, расследует череду убийств, след приводит его в дом предполагаемого убийцы (большой дом на вершине холма), с которым он был знаком ранее. Во время поиска улик, домой возвращается хозяин, ГГ пытается сбежать, ему это почти удается, но злодей замечает его уже на окраине леса и вежливо предлагает выпить и кое-что обсудить. ГГ соглашается, оказывается схвачен и через некоторое время, подвешен на цели в подвале. Далее следует монолог:

“ - Позволь спросить, почему люди не доверяют инстинктам? Они чувствуют, что что-то не так, кто-то близко подобрался сзади. Почему ты не ушёл домой? Ты же знал, что что-то не так, но вернулся в этот дом. Я принуждал тебя, тащил силой? Нет. Я предложить выпить бокальчик. Трудно представить, что страх ответить отказом страшнее страха смерти. Но знаешь что? Это так. ”

Антон Чигур — пример героя постмодерна
Антон Чигур — пример героя постмодерна

И в современных условиях, в противовес всему этому рождается новая концепция - Постнеклассического героя, крайнего индивидуалиста, игнорирующего правила и саму системность, в целом; не признающего никакой субординации; преследующего сугубо личные интересы.

Nietzsches Ubermensch, что полностью отождествляется со своим животным началом, приняв всю первобытность и примитивность законов мира, осознанно выбирает, в нехитрой иерархией типа “добыча-хищник”, очевидный вариант. А затем, зная правила мира цивилизованного, использует их, сознательно и исключительно для своих целей.

Одним из главных представителей данного типа личности является Лорн Малво - антагонист первого сезона мини-сериала “Фарго”, 2014 г. Я приведу его диалог (монолог) с главным героем, который, как мне кажется, является ключевым в раскрытии его персонажа и концепции Постнеклассического героя, в целом:

“ - Твоя проблема в том, что ты прожил всю жизнь, думая, что в ней есть правила. А их нет. Когда-то мы были гориллами. И имели лишь то, что могли забрать и защитить. И правда в том, что сегодня ты мужественнее, чем был вчера.

- И почему же?

- Наша жизнь, Лестер, словно красный прилив. Говно, которым нас кормят, день ото дня - босс, жена и прочие - это давит на нас. И если не взбунтоваться, не показать им, что ты еще примат. Глубоко внутри, там, где самая суть. Тебя просто смоет прочь\не станет”.

-3

Для такого персонажа условности этого мира будут являться не более, чем разметкой на дороге. Они не будут гарантом надежности и безопасности. И понимание этого позволит не возлагать на них надежды, не делегировать им ответственность за свою жизнь, не становиться тем самым, жертвой.

Чтобы решить проблему, первое, что нужно сделать - признать её наличие, соответственно, выбраться из клетки будет возможным только после понимания того, что ты являешься её узником. Исходя из этого - пока ты не признаешься, что представляешь собой всего-навсего продукт деятельности инстинктов самосохранения, репродукции и доминирования, тебе никогда не удастся выбраться из под их влияния и они будут властны над тобой до самой смерти.

Наше высокомерие и горделивость заставляет нас искать ответ не на тот вопрос - дилемма состоит не в том, удалось ли нашему роду одержать верх над животной сущностью или нет. Ответ очевиден. Эволюция, двигателем которой являлись вышеназванные инстинкты, началась с появлением жизни на планете, а это примерно 4 млрд. лет назад, а сколько на Земле человек ? 6 млн. лет- появилось нечто похожее, 250 тыс. лет назад - первые хомо сапиенс, а когда мы успели стали культурными и цивилизованными? 5000 лет назад, 2000, 300, 100, вчера, сегодня утром - скажите мне. Какое бы вы число не назвали - это несравненно мало с возрастом тех сил, что зародило жизнь. У Вселенной яйца побольше будут. И потому, в наших силах ответить лишь на один вопрос - признать себя частью жестокого мира и бороться за власть над собой или отрицать это и никогда не подняться над уровнем безвольного животного.

Не проси справедливости у вулкана - беги!
Не проси справедливости у вулкана - беги!
« Всякому человеку приходится очень часто и в очень сильной степени подчиняться внешнему давлению, без которого не обходится ничья жизнь, но, в подобающем случае, примененное самопринуждение предохранит нас от многих принуждений извне. Ничто в такой мере не избавляет нас от внешних принуждений, как самопринуждение - это выражено в изречении Сенеки: « Если хочешь взять власть над всем, отдай власть над собой разуму. »

Первая из Четырёх благородных истин Будды звучит следующим образом - “Существование есть страдание”. Счастьем будет, соответственно, считаться отсутствия этого самого страдания. Это несложно доказать прямо сейчас, пока ты читаешь этот текст - просто сделай выдох и перестань дышать на 30 секунд и ты поймешь, что даже дыхание мы совершаем вынужденно, иначе начнем испытывать боль. Сейчас мы не будем разбирать тему счастья и как его достичь, как-нибудь в другой раз. Это я к тому, что такой подход показывает, что человек не рождается счастливым и ему нужно бороться с причиной этого, именно - страданием; как мне кажется, также дело обстоит и со свободой - мы рождается зависимыми и для обретения свободы, нужно это понимать и систематично этому противостоять. Проблема именно в осознании своей тотальной несвободы, нам кажется, что мы совершенно независимы, а когда в силу каких-либо обстоятельств больше этого не чувствуем, начинаем стихийно бороться с причиной, что вызвала это ощущение. И не изменив подход - мы становимся пленниками замкнутого круга. Но вы можете упрекнуть меня и сказать, что в любой момент времени в праве сделать всё, что пожелаете. Здесь и находится основание полагать себя абсолютно независимым - в непонимании различия между свободой выбора и свободой воли.

Воля - целенаправленная субъективная активность, проявляющая себя в объективных действиях. Момент принятия решения, задающий направленность воли и момент достижения цели с двух сторон охватывают последовательность необходимых действий, образуя вектор воли. И именно этот вектор определяет собой те действия, которые субъект должен выполнить для достижения цели, все его решения и выбор. И что тогда будет свободой этой самой воли? Возможность субъекта самостоятельно определять направленность воли, т.е. ставить цели. Вот где происходит подмена понятий: до осознания этих различий, мы наделены лишь свободой выбора, т.е. - способны делать выбор и совершать любые действия только внутри вектора воли, продиктованного нам животными инстинктами.

Природа ставить тебе цель - сохранить жизнь и здоровье, а ты выбираешь лишь как это сделать: не подвергать себя опасности и риску; сохранять и экономить силы; бороться с тем, что под силу, бежать от того, что нет.

Инстинкт репродукции направляет твою волю к собственному воспроизводству и сохранению рода, ты выбираешь как: заниматься телом и внешним видом для привлечения противоположного пола; повышать навыки коммуникации и социальной адаптации; стабилизировать и увеличивать заработок для обеспечения будущего потомства.

А для утоления жажды власти люди находят более разнообразные и творческие подходы: стать деспотом для своей семьей; менеджером среднего звена; или президентом страны. Кто на что горазд, как говорится.

Мы начинаем свой путь матросами на корабле, мечты которого нацелены лишь на то, чтобы дослужиться до звания старпома. Но если осознать, что у этого корабля есть рулевой, выполняющий команды капитана, место которого, взбунтовавшись, ты в силах занять, то можно проложить свой курс; уникальный, против течения и направления ветра, в любую из сторон света, и за любой горизонт.

Сомневайтесь. Бунтуйте. Встаньте за штурвал - отправляйтесь к дальним берегам и неизведанным континентам, где каждый сможет найти и обрести Своё Истинное Счастье.

“ Люди верят в прогресс и культуру. Не существует никакого прогресса. Всё осталось таким же, каким было тысячи и десятки тысяч лет назад. Меняется внешняя форма, сущность не меняется. Человек остаётся таким же, каким был. "Цивилизованные" и "культурные" люди живут совершенно так же, теми же интересами, что и самые невежественные дикари. Современная цивилизация основывается на насилии, рабстве и красивых словах. Но все прекрасные фразы о "прогрессе" и "цивилизации" — это всего лишь слова. “ Георгий Гурджиев