Один из самых запоминающихся архитектурных объектов, который я видел в Индии находится в Каджурахо - бывшей столице средневекового государства Чанделла.
Широко известные, прежде всего благодаря изысканной чувственности и откровенному эротизму своей скульптуры, они были построены между X и XII веками и представляют собой величайшее архитектурное достижение Чандельской династии.
Таинственным образом Чанделлы, похоже, вскоре позабыли о храмах и потребовалось их «открытие заново», чтобы эти шедевры в полной мере оценили в Индии, не говоря уже обо всем мире.
Каджурахо (или Кхаджурахо) вырос из небольшой бывшей деревни. С 950 года по 1050 год нашей эры здесь возводились многочисленные храмы во славу бога Чанделлы.
Местные жители утверждают, что Чанделе это нужно было для повышения рождаемости, но, возможно, он просто радовался жизни. Это время считается расцветом архитектуры. Было создано 85 храмов! Однако до наших дней сохранилось лишь 22 из них.
Уникальность храмов заключается в их настенных каменных скульптурах, изображающих картины из жизни.
Скульптурные композиции храмов Каджурахо — самые известные в мире. Некоторые скульптурные зарисовки очень пикантны и откровенны.
Храмы любви Каджурахо нужно обязательно посетить влюбленным парочкам и любознательным путешественникам.
Каждый из храмов настолько филигранен и тонок по работе, что кажется высеченным из единого каменного монолита чей-то божественной рукой.
Чем ближе к ним подходишь, тем большее удивление они вызывают. Фризы фасадов усеяны, заполнены немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен, красивых дев и любовных пар.
Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом.
Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла.
Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви.
Сколько бы вопросов не рождали храмы Каджурахо, сколько бы теорий не выдвигалось на сей счет, возможно, ответы так никогда и не будут найдены.
Несомненно, одно только путешествие в самое сердце индийского штата Мадья Прадеш стоит того, чтобы проделать долгий путь.
Каджурахо стал символом эротической скульптуры. Изящные женщины и их спутники представлены в жизненных сценах. Сурасундари может раздеваться, зевать, почёсывать бок, трогать грудь, умываться, вытаскивать занозу из ноги, ласкать ребёнка, играть с домашним питомцем, писать письмо, играть на флейте. Женщины танцуют и поют, держат цветы лотоса, зеркало, сосуд с водой, благовония и другое.
Эротические сцены встречается на фризах платформ, а также в больших, средних и малых барельефах на фасадах храмов. Часто любовные пары помещены в местах соединений между отдельными архитектурными элементами храмов на фасаде здания (например, соединение святилища с центральным залом).
Эротические скульптуры и барельефы дают представление о сексуальной жизни в Древней Индии. Из трёх целей секса в индуистской философии (продолжении рода, удовольствие и просвещение) в эротических сценах представлено только удовольствие.
Все эротические сцены расположены на внешних стенах за пределами храма и нет ни одной из них внутри храмов. По мнению некоторых индологов, эротические сценки иллюстрируют тантрические практики.
Индологи выдвигают несколько объяснений эротизма ряда скульптурных композиций Каджурахо. Во-первых, сексуальная тема могла быть общедоступной в Древней Индии и не являлась предметом табу.
В «Хождении за три моря» тверской купец Афанасий Никитин, путешествовавший в средневековую Индию в 1468-1475 годах, отмечал: «А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт» и далее по прибытии в Бидар (Карнатака), «а здесь люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят».
Во-вторых, скульптуры являются иллюстрациями Камасутры и имеют ритуальный символизм. В соединении йоги и бхоги (физического удовольствия) индусы видели путь к достижению освобождения.
В-третьих, размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов имело целью показать место половых отношений в иерархии человеческих ценностей.
На верхних уровнях расположены только божества и полубоги. Следует отметить, что в искусстве Древней Индии встречаются более ранние изображения влюблённых пар. К ним относятся терракотовые скульптуры периода Шунга, а также скульптура более позднего периода в городах Амаравати и Матхура.
В целом, эротизм храмового комплекса Каджурахо нередко преувеличивается. По оценкам индологов, среди скульптур и барельефов, украшающих внешние стены западной группы храмов, эротическими являются не более 2-3 %. Источник
С 1986 года Кхаджурахо является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.