Раджарам Вакундре Шантарам (18 ноября 1901 — 30 октября 1990г) — сокращённо В. Шантарам - знаменитый индийский режиссёр, снимавший фильмы на маратхи и хинди, продюсер, актёр, монтажёр и основатель киностудии. Будучи родом из обычной бедной семьи он смог достичь максимальных высот в киноиндустрии как Махараштры, так и Бомбея (Болливуде) а также получить международное признание. Он лауреат множества наград, в том числе нескольких Filmfare, Национальных кинопремий, специальной премии международного Берлинского фестиваля а также американской премии имени Самуэля Голдвина.
Начав свою карьеру в немом кино, он достиг успеха в период чёрно-белого звукового кино и добился коммерческого признания своими фееричными зрелищными музыкально-танцевальными кинокартинами в период цветного кинематографа. Он был новатором, экспериментатором, первым в индийском кино, кто увлекался эффектами светотени, своеобразными техническими приёмами и ухищрениями, которые производили неизгладимое впечатления на зрителя в те времена. Человек-миф, режиссёр-легенда. Один из пионеров индийского кино, чья творческая деятельность насчитывает целых семь десятилетий.
На момент встречи с Сандхьей В. Шантараму было около 50 лет и он был уже женат сразу на двух женщинах. Первый раз он женился в возрасте 20 лет на 12-летней девочке-сироте по имени Вималабаи из своей общины. И этот брак продлился всю его жизнь. Вималабаи была очень простой, необразованной традиционной индианкой, глубоко почитавшей своего мужа. Она родила Шантараму 4-х детей: сына и три дочери.
Второй раз Шантарам женился 22 октября 1941 года на красивой актрисе Джаяшри Камулкар, с которой познакомился на съёмках и страстно влюбился. Дело в том, что индийские законы до января 1957 года позволяли индуистам жениться повторно. Часто мужчины имели несколько жён, которые вместе со всеми своими детьми все жили в одном доме. Джаяшри тоже родила троих детей: сына и две дочери, одна из которых в будущем стала актрисой Раджшри. Все семеро детей росли проводя время вместе, хотя жёны жили в разных домах.
Джаяшри и после вступления в брак снималась в кино, преимущественно у своего мужа Шантарама и часто с ним в паре как с актёром. Она сыграла в двух самых известных кинокартинах Шантарама 40-х годов, которые шли в кинотеатрах не только Индии, но Великобритании и США. Речь идёт о фильмах: «Шакунтала»(1943) по мотивам эпизода из Махабхараты и одноимённой поэмы Калидаса, а также «Бессмертное путешествие доктора Котниса» (1946) — биографический фильм, основанный на жизни индийского врача, работавшего в Китае в период Второй мировой войны и Японской оккупации. Оба фильма в индийском и международном прокате были очень успешны и прославили режиссёра.
Виджая Дешмукх (будущая Сандхья) была из бедной семьи театральных работников. Она вместе со старшей сестрой выступала на сцене гуджаратского театра. Но потом необходимость содержать семью вынудила девушек отправиться в Бомбей, попытать счастья в Болливуде. Был 1951 год и уже 50-летний знаменитый режиссёр В. Шантарам искал актрису в свой новый фильма.
Перед прослушиванием Виджая долго молилась в храме, но режиссёру она всё равно внешне не понравилась. Черты её лица были типично индийскими, лишёнными особой прелести, необходимой актрисе. Но когда Виджая заговорила, Шантарам был поражён. Её нежный мелодичный голос был удивительно похож на голос его второй жены - Джаяшри. И благодаря этому сходству он утвердил Виджаю на роль танцовщицы народного театра Тамаша. При этом он сменил ей имя на Сандхью . Это был фильм Amar Bhoopali/ Бессмертная песня (1951).
На съёмках Сандхья старалась изо всех сил, вкладывая всю себя в роль и беспрекословно выполняла требования режиссёра. Amar Bhoopali был очень успешен в прокате и даже номинировался на Гран-при Каннского кинофестиваля в 1952 г. Благодаря этому она стала постоянной актрисой киностудии В. Шантарама. Критикам и зрителям понравилась игра и танцы новой молоденькой девушки.
Следующий фильм Parchhain/Тень (1952) Шантарам снимал вместе со своей женой Джаяшри и Сандхьей. В нём он искусно использовал поразительное сходство звучания голосов двух актрис. Его герой в этом фильме лишается зрения и поэтому путает свою возлюбленную с другой девушкой, ухаживающей за ним, с похожим голосом.
Затем последовал фильм Teen Batti Char Raasta/ Три света, четыре улицы (1953), который в советском прокате почему-то назвали «Девушка из Бомбея». Ради роли в нём Сандхье пришлось носить грим, который делал её кожу очень тёмной. Ведь её героиня была дурнушка, но с золотым сердцем и голосом певчей пташки. Роль Сандхьи в этой картине была ведущей и позволила полностью раскрыться её таланту и экранному обаянию.
Шантарам был впечатлён как талантом Сандхьи, так и её самоотдачей своей работе. Они общались всё больше. Джаяшри всё это видела и выходила из себя. Некоторые хорошие роли теперь уходили Сандхье, а не ей. Кроме того, фильм Шантарама Subah Ka Tara/Утренняя звезда (1954) с Джаяшри в главной роли провалился в прокате. И режиссёру теперь не хватало денег на то, чтобы снять свой новый амбициозный фееричный фильм в цвете, в котором главную роль должна была сыграть снова Сандхья. Шантарам обратился к обеим своем жёнам с просьбой пожертвовать своими драгоценностями на финансирование съёмок. Вималабаи сразу и беспрекословно согласилась, а Джаяшри — отказалась и поссорилась мужем. Тот стал всё больше времени проводить на студии и с Сандхьей.
Новым цветным фильмом Шантарама стал Jhanak Jhanak Payal Baaje/ Бубенчики на щиколотках звенят (1955), который получил две Национальных кинопремии и 4 награды Filmfare, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Кроме того, он был ошеломляюще успешен в прокате, настоящий блокбастер своего времени. Сандхье на съёмках пришлось разучивать сложную хореографию более десятка часов ежедневно, ведь партнёром её по танцам и по роли был сами Гопи Кришна - прославленный индийский танцор и хореограф.
Джаяшри потребовала, чтобы Шантарам расторгнул контракт с Сандхьей. На что тот ответил, что не станет этого делать, в том числе и потому, что семья Сандхьи зависит от неё финансово и было бы не справедливо, чтобы она лишилась работы. Тогда Джаяшри сама явилась к Сандхье с подарками в виде золотых украшений и дорогих нарядов. Сандхья отказалась принять их, сказав, что работа актрисы для неё важнее чем материальные ценности. И с этого дня вне съёмок стала носить исключительно строгое белое сари и цветные простые браслеты из недрагоценных материалов. Напряжение в отношениях между Шантрамом и Джаяшри привело к разводу, который состоялся 13 ноября 1956. Это был один из первых разводов, после принятия закона об их разрешении в Индии.
А через месяц с лишним, 22 декабря 1956г. Шантарам женился на Сандхье. Это произошло буквально за неделю до вступления в силу закона о запрете двоежёнства для мужчин-индуистов. Причём перед свадьбой Сандхья встретилась с Вималабаи — первой женой Шантарама, попросив её согласия на их брак и позволения жить с нею вместе в одном доме. К тому же Шантрам больше не мог стать отцом. И Сандхья это знала. Она сказала Вималабаи, что хочет считать её детей своими и заботиться о них. Вималабаи была тронута искренностью и смирением молодой актрисы и совершив традиционные обряды, приняла её в свой дом.
После свадьбы Сандхья продолжила сниматься у Шантарама . Самыми лучшим их совместным фильмом после этого был Do Aankhen Barah Haath/ Два глаза, двенадцать рук (1958), снятый по мотивам реального случая о тюремном надзирателе-идеалисте, который пытается вернуть к нормальной, достойной жизни 6 опасных заключённых без лишения их свободы. Он берёт этих угрюмых уголовников с собой на полуразрушенную ферму, где перевоспитывает их упорным трудом и поучительными беседами.
Усилия надзирателя вначале кажутся напрасными, но в конце концов увенчиваются успехом. Сандхья сыграла здесь Чампу - девушку. Влюблённую в надзирателя. Фильм был удостоен 2-х Национальных премий и специального приза Берлинского кинофестиваля, а западные критик назвали выступление Сандхьи «совершенно очаровательным». В США на церемонии Золотого глобуса фильм был удостоен премии имени Самуэля Голдвина. Шантарам и Сандхья получали её вместе.
Санхья снялась всео чуть больше, чем в десятке фильмов, потому что снималась только у Шантарама. Другие режиссёры предлагали ей роли и даже сулили большие гонорары. Она всегда оставалась преданной своему мужу. Шантарам работал на своей студии до глубокой старости. Однажды по дороге на работу он упал и получил перелом бедра. Его поместили в больницу, но лечение не помогало. Сандхья ухаживала за ним, не отходя от койки.
30 октября 1960 г. Шантарама не стало. На его похоронах присутствовали все три пережившие его супруги. Даже Джаяшри пришла, хотя была официально разведена. А после похорон как и остальные жёны облачилась в траурные одежды вдовы. Вималабаи умерла через 6 лет после мужа, и Сандхья теперь живёт с детьми Шантарама от первой жены.
(с) Падмини (Анна Воронова)
- - Данная статья не является полной биографией Сандхьи и В. Шантарама, но посвящена лишь возникновению и развитию творческих и личных отношений между ними.