Найти в Дзене
Евгений Галкин

О разнице авангарда, прогрессива и остальной музыки. И при чём здесь ковбои и огородники?

Оглавление

Уже не помню, когда впервые услышал историю про ковбоев и огородников, но она мне сразу понравилась и запомнилась. Возможно, это случилось лет 30 назад. С тех пор она попадалась мне несколько раз с небольшими вариациями, но неизменно от людей из мира музыки.

В чём же суть этой истории? Перескажу своими словами.

А в конце статьи Вы узнаете, кто может считаться самым прогрессивным музыкантом современности.

История о ковбоях и огородниках: начало

Представьте, что вся музыка - это растения на огромной территории земли, своеобразные огороды. Каждый вид растений - это отдельный жанр или стиль музыки. Каждый плод или цветок - это отдельное музыкальное произведение (например, песня).

Какие-то плоды и цветы получаются вкусными или красивыми - это хиты, какие-то быстро портятся или вянут - это произведения-однодневки, а бывают и сорняки - музыка, которая почти никого не привлекает (пошлая, безвкусная музыка, шум, какофония и т.п.). Большинство же произведений - вполне рядовые, с небольшими различиями, как у овощей или цветов на одной грядке.

Сьюзен Риос. Тихий час в саду (источник: wallcoo.net)
Сьюзен Риос. Тихий час в саду (источник: wallcoo.net)

А вот творцы музыки делятся на ковбоев и огородников. Ковбои захватывают новые территории с растущими там дикими растениями и начинают их окультуривать, т.е. создавать новые музыкальные жанры и стили. А огородники возятся на своих грядках, пытаясь вырастить самые лучшие плоды и цветы уже известных растений, т.е. пытаются создать шедевры и хиты в известных жанрах и стилях музыки. Полезными и талантливыми могут быть и те, и другие. Посредственными тоже.

Отступление 1: об основных направлениях музыки

Существует множество различных музыкальных течений, жанров и стилей. Причём чётких общепризнанных границ между ними нет. Порой даже специалисты не могут разобраться в их разнообразии. Со временем возникают новые направления, жанры и стили, которые способствуют дальнейшему развитию музыки, привносят в неё что-то новое. Здесь речь большей частью пойдёт как раз о новых направлениях музыки, которые не вписываются в мейнстрим, т.е. давно известные, массовые и популярные музыкальные жанры и стили.

Все новые жанры и стили можно условно отнести к трём большим направлениям музыки: авангарду, прогрессиву и альтернативе, которые могут немного взаимно пересекаться. В общих словах их можно определить так:

  • авангард - радикально новая (и экспериментальная) музыка;
  • прогрессив - усложнение и развитие (прогресс, добавление новых черт) существующих направлений музыки;
  • альтернатива - направление, противоположное массовой и популярной музыке (включает андеграунд).

История о ковбоях и огородниках: продолжение

В свою очередь, ковбои тоже бывают двух видов. Первые захватывают новые участки с хорошей или удобренной землёй, где уже что-то растёт. Они могут скрестить разные растения и получить новый вид. По сути такие ковбои занимаются прогрессивной музыкой, создают новое, более сложное, но на базе старых стилей и жанров. Сюда же можно отнести и альтернативу, т.е. новую музыку, которая противопоставляется популярным и массовым стилям.

Марк Маджори. Ковбои (источник: vsyako.net)
Марк Маджори. Ковбои (источник: vsyako.net)

Отступление 2: об определениях прогрессивной музыки

По поводу определения прогрессивной музыки больше всего споров среди музыковедов и самих музыкантов. Часто приходится слышать, что это симбиоз рока и академической, джазовой или народной музыки, с наличием длинных по хронометражу композиций, не вписывающихся в формат хитов и синглов. На мой взгляд, это неправильный подход. Жанр музыки никак не может зависеть от размера произведения. Сам по себе симбиоз разных жанров тоже не всегда ведёт к прогрессу (развитию) музыки. У действительно прогрессивной новой музыки должны появляться свои слушатели и их количество должно достаточно быстро расти. Поэтому в данной статье будет использоваться исключительно определение прогрессива из Отступления 1.

История о ковбоях и огородниках: окончание

Другие ковбои занимают участки с плохой почвой (пустыни, тундру, камни и т.п.) и пытаются там что-то вырастить почти с нуля. Это авангардная музыка, практически не имеющая корней.

Огородники же занимаются всей остальной музыкой, т.е. всеми уже известными стилями и жанрами. Они создают новые песни и композиции для массового слушателя. Иногда получаются хиты и даже шедевры.

Лучшие образцы прогрессива, альтернативы и даже авангарда тоже имеют шанс стать популярными и попасть в мейнстрим. Другими словами, превратиться в огородные грядки.

О наиболее известных "ковбоях" в далёкой и недавней истории музыки

Многие признанные классические композиторы (Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мусоргский, Шостакович, Шнитке и др.) в своё время были большими новаторами и создавали практически прогрессивную на то время музыку, ставшую позднее классической.

В рок музыке наиболее яркими представителями прогрессива считаются Genesis, David Bowie, King Crimson, Yes, Pink Floyd, Van der Graaf Generator, Frank Zappa, Camel, Queen, Muse, Brian Eno и другие. Можно отнести к ним и трёх британских тяжеловесов - Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin.

А одной из первых прогрессивных рок групп я бы назвал The Beatles. Просто их музыка очень быстро стала мейнстримом и дала развитие целому ряду жанров и стилей рок музыки. Ещё хотелось бы упомянуть Джими Хендрикса и The Rolling Stones, оказавших большое влияние на развитие и прогресс рок музыки.

Отступление 3: кто самый прогрессивный музыкант рок эпохи?

В последнее время набирает популярность альманах "1001 музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте" под руководством составителя Роберта Димери. Он состоит из описания тысячи одного музыкального альбома, которые известные американские музыкальные критики рекомендуют к прослушиванию. Список охватывает диски с 1955 года в разных жанрах рок- и поп-музыки и периодически обновляется.

Так вот, в этом списке (ред. 2016г.) единолично лидирует Дэвид Боуи с 9 альбомами. Следом с 7 альбомами идут The Beatles, Боб Дилан и Нил Янг. Далее идёт много исполнителей. К примеру у The Rolling Stones - 6 альбомов, у Брайана Ино и Led Zeppelin - по 5, у Pink Floyd - 4 и т.д. Конечно, чувствуется, что американские критики с большей симпатией относятся к своим. Но по абсолютному лидеру, британцу Д.Боуи, я с ними полностью согласен.

По существу, в альманахе приведены альбомы, которые больше всего повлияли на развитие рок и поп музыки. Другими словами, Боуи - самый крутой "ковбой" современной музыки. Многим это покажется неожиданным. Я и сам его раньше немного недооценивал.

Дэвид Боуи (источник: aktivno.net)
Дэвид Боуи (источник: aktivno.net)

Казалось, что у него наряду с блестящими альбомами ("Ziggy Stardust", "Hunky Dory", "The Man Who Sold The World", "Station to Station", "Heroes", "Low", плюс мои любимые "1.Outside" и "Scary Monsters" и др.) выходили не совсем успешные работы. Дело в том, что Боуи старался никогда не повторяться, и все его альбомы очень разные. Он много экспериментировал и по форме, и по содержанию.

Частая смена внешнего облика у него - это не просто попытки привлечь к себе внимание (чем грешат многие современные "звёзды"), а способ более гармоничной подачи новой музыки. Он мог бы очень долго оставаться Зигги Стардастом и, как говорится, снимать сливки. Но он пошёл дальше и подарил всем много новых запоминающихся образов.

Переслушивая сегодня все его альбомы, прихожу к выводу, что среди них нет ни одного проходного! А некоторые по стилю очень похожи на лучшие образцы сегодняшних молодёжных популярных течений, но записаны они были 20-30 лет назад! Получается, он приложил свой талант к рождению целого ряда музыкальных стилей. Уверен, что и для будущих "огородников" у Боуи достаточно интересного материала.

Ещё немного о прогрессивной музыке

Таким образом, в Отступлении 3 мы выяснили, что самым прогрессивным музыкантом современности по праву может считаться David Bowie. Забавно, что в разных энциклопедиях и справочниках музыке Д.Боуи приписывают десятки (!) разных жанров музыки (и это правильно), но прогрессив среди них упоминается далеко не всегда (а вот это уже не совсем заслуженно).

В отступлении 2 уже упоминалось, что здесь используется более широкое определение прогрессива, чем часто приводится в музыкальной литературе. Поэтому некоторых исполнителей, которых порой причисляют к прогрессивной музыке, я к ним не причисляю (Supertramp, Caravan, Chicago, Manfred Mann, Styx, Boston и др.), а с некоторыми я ещё не совсем определился (The Moody Blues, ELP, Jethro Tull, Santana, ELO, David Byrne и др.). Но это лишь моя точка зрения, которую я никому не хочу навязывать. Здесь всё достаточно субъективно. У любого известного исполнителя можно найти и популярную, и прогрессивную музыку. Дело лишь в пропорциях и общем вкладе исполнителей в развитие музыки в целом. А об этом можно спорить бесконечно.

--- Читайте также на моём канале: ---

Открытие ближайшего будущего, которое перевернёт мир

Что мы ищем в космосе?

-----

Заранее спасибо за подписку на канал и за все комментарии!

-----