"Гоньба Утушки" 🦆☘🌿🌳Первое воскресенье июня
🌿 Развивание березки и «раскумление» относится к завершению ритуала инициации девушек и их переход в категорию потенциальных невест. Сменившая сакральное дерево — Берёзку, «Кукушка», ставшая во время обряда средоточием и символом девичества, и, тем самым, — «не замужества» обрела и новое оправдание её «похорон»: она должна быть уничтожена, и каждая девушка должна через сакральное «раскумление» выразить готовность покинуть девичий «вольный» круг. «… Кукушка — вдова, потому что ей мужа недостало» (Кедрина Р.Е.: "Обрядъ «крещенія» и «похоронъ кукушки»…", 1). Дополним: кукушке «недостало» не только «мужа», но и детей в собственном гнезде. Именно поэтому «Кромѣ дѣвушекъ въ обрядѣ участвуютъ еще молодыя женщины; по корню вырытаго для кумовства растенія онѣ гадаютъ о полѣ своего будущаго ребенка» (там же). В случае, если в течение года девушка не выходила замуж, в этот обряд она включалась снова и снова.
🌿 Символичны слова песен девушек, при завершении обряда: «Возвращаясь через несколько дней к завитой березке, девушки обращались к роще: Уж ты радуйся, дубник, кленник, Не радуйся, белая береза! Мы идем тебя развивать…» (Круглов Ю. Г., 2).
🌿 Срубание девичьей ритуальной Березки и внесение её в деревню символизирует начало Зеленых Святок и окончание Красных Горок. Образ Богини Лады, перешедшей из поры девичества в «Ярилину Невесту», украшают платками, лентами, а в некоторых регионах ей придаются и «человеческие» черты: «Девки приносили «одёжи», наряды, платье хорошее и наряжали ее. Делали ей лицо как у человека, волоса приделывали, надевали шелковую шаль или полушалок яркий» (Дёмина Л.В.: "Обрядовый комплекс…", 3, Зауралье). С этой Берёзкой девушки совершают обход всех дворов, после чего деревце торждественно устанавливают в центре села. На весь период Зелёных Святок Берёзка слывет «именинницей», вокруг неё организуются игры и хороводы.
🌿 Обряды социального закрепления статуса и перехода девушек в категорию «невест», готовых к тому, чтобы покинуть отчий дом и образовать «своё гнездо», готовых к замужеству, проводятся в период, когда вылуплялись птенцы диких луговых уток (примерно с середины мая до середины июня). В нём участвуют только незамужние девушки и иногда «молодухи» (первого года замужества), ранее не участвовавшие в этом действе. «Сравненіе дѣвушки съ уткою извѣстно намъ повсюду въ пѣсняхъ и выше въ Бѣлорусскихъ: на водѣ уткѣ приволье, какъ въ домѣ свобода; зной и сушь узнаётъ она только на берегѣ» (Безсонов П. А., 4). И не случайно «воля-красота» девушек в свадебных причитаниях перевоплощается, принимает зооморфный и орнитоморфный облик, отправляется в лес, поле, на озеро, реку или море, к солнцу.
🌿 С этого момента во многих селах девушки-невесты меняют наряды, отдавая предпочтение красному цвету. На Южном Урале к 16 годам каждая девушка «своерушно» готовит себе праздничный костюм, основными элементами которого, ещё в 30—50-е гг. прошлого столетия являлись красная (бордовая) юбка и запон с вышивкой по подолице, называемый в местной традиции «калинка». «Как только девушка надевала такую юбку, это означало, что она готова к замужеству. Говорили: «эта девка на выданье (на возрасте)» (Моисеева С. Л.: "Регулятивы поведения молодежи…", 5).
🌿 Праздничные девичьи песни, ритуалы, игры, наполняются с этого дня брачно-семейной тематикой, эротизмом, в которых проявляется «невестинский» облик. Например, повсеместно распространенной является игра «Уточка», в которую прекратят играть сразу после Зелёных Святок и Русалий. «Во многихъ мѣстностяхъ на Руси въ старые годы въ этотъ праздникъ происходили смотрины невѣстъ. Дѣвушки собирались на лугу и, сойдясь въ кругъ, медленно двигались съ пѣснями. Вокругъ стояли женихи и «высматривали» невѣстъ» (там же). В Вологде хождение девушек «ряда́ми» приурочено к троицкой неделе: «…лирические песни пели во время шествий — с песнями гуляли рядами вдоль улицы, шли в соседнюю деревню. «Наре́дятца: свои сарафаны, кофты. Вот ходят все ряда́м. Да как хорошо было!» … «Мы по деревне ходили ряда́м. По деревне, по всёй деревне ряда́м ходили. Вот как отсюды буде пойдём, всю деревню обойдём, эте пи́сни пи́ли» (6). В Костромской области девушки водят своеобразные «круги» -хороводы вокруг деревни, по ходу солнца. «Запевалы пели три строго определенные «круговые» песни, исполнявшиеся только раз в году, в этот праздник" (Дмитриева С. И., 7). В Архангельской губернии девушки красовались в ходе многолюдной чердынской ярмарки: «Одной из функций горочных собраний были «смотры», «выставки» невест, в связи с чем горки носили характер «съезжих» праздников» (Канева Т. С., 8).
🌿 Традиционными являются и церемониальные шествия шестнадцати-семнадцатилетних девушек по центральным улицам сел Южного Урала: «Как тепло станет: юбки с уборками, запоны, кохты расшитые, ленды и идём по главной улице до базару и обратно, а все смотрют на нас» (Моисеева С.Л.: "Регулятивы поведения молодежи…", 5). Хождения, в которых принимают участие девушки брачного возраста, не случайно приобрели окраску «смотра невест», в которых и березка, и сами девушки украшены яркими девичьими лентами.
🌿 В последующем, в результате борьбы церкви с народными традициями, инициальные обряды, «показы», хождения и хороводы девушек перешли в самоорганизацию и многие обязательные элементы забывались. Во время девичьих гуляний стали петься и лирические, любовные песни, и частушки.
В сокращении, по материалам книги: © Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
📚
1. Этнографическое обозрѣнiе. 1912, №1—2ъ
2. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., Высш. шк., 1989
3. Общество: философия, история, культура. 2016 №7. — Краснодар, «Хорс», 2016
4. Безсонов П. А. Бѣлорусскiя пѣсни, съ подробными объясненiями и творчества и языка, съ очерками народнаго обряда, обычая и всего быта. — М., 1871
5. Славянская традиционная культура и современный мир. Выпуск 12. Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры. Сб. статей. — М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009
6. Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1: Фольклор и этнография среднего течения реки Сухоны. Ч. 1 / А. М. Мехнецов и др. — Вологда, 2005
7. Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. — М., Наука, 1988
8. Канева Т. С. Фольклорная традиция Усть-Цильмы. Отдельные аспекты характеристики локальной традиции: Учебное пособие по спецкурсу. — Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2002
©В.К.
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм
#гоньбаутушки #язычество #деньневест #невеста #праздник