Найти тему
Мамуля Юля

Скрытый смысл сказки "Курочка Ряба"

Еще в детстве эта сказка ставила меня в тупик: почему дед с бабой плачут, если они хотели добиться того же самого, что и сделала мышка? Они ведь пытались разбить яйцо, разве не так? А почему успокоились, когда узнали, что курочка снесет простое, а не золотое, ведь золото – драгоценный металл? Его можно было бы продать, в конце-то концов.

Я нашла старый сборник сказок, где сказка о курочке была несколько длиннее: как только мышка разбила яйцо, дед с бабой кричали, внучка удавилась, жена попа разлила тесто, поп разбил колокола и т.д. То есть после этого случилось настоящее бедствие, но почему? Почему дед и баба так испугались и заразили паникой остальных?

· Во-первых, яйцо в славянской мифологии обладает мистической силой. Наши предки считали, что яйцо – неживая субстанция, из которой появляется организм. Это как некий портал между миром мертвых и живых. Вспомните, где была смерть Кощея? Правильно, в яйце.

· Во-вторых, яйцо разбила мышка, которая живет и в нашем мире, наверху, и в подземном, что можно трактовать как проводника в мир мертвых. И вот она разбивает яйцо, а ведь старики в возрасте, получается, получили весточку о ближайшей смерти.

· В-третьих, золото считалось магическим металлом, «Кощей над златом чахнет». Взять цыган, которые до сих пор считают, что золото обладает некой силой, способной влиять на людей.

· Простое яйцо успокоило – продолжение рода, у стариков останется живое существо после того, как они уйдут на тот свет.

В современной интерпретации эти идеи были отброшены так, чтобы было понятно детям, но тогда полностью теряется смысл сказки. Остаются лишь образы.

Способна ли сокращенная сказка влиять на восприятие?

К. Юнг выдвигал теорию о том, что есть коллективное бессознательное, которое представляет собой глубинный слой психики. В нем хранятся образы, поэтому отдельные предметы и объекты будут вызывать у нас определенные ассоциации и эмоции, заложенные еще нашими предками. Они будут одинаковы для всех. Предметы воспринимаются не только в прямом контексте, но и в переносном, если хотите, в сакральном.

Поэтому коллективная память о прообразе яйца, формировавшаяся с начала времен, никуда не делась. Она все еще живет где-то глубоко в нашем бессознательном.