1942 год
Полтава
Когда стало ясно, что Красной Армии придется оставить Полтаву, капитан государственной безопасности Борис Всеволодович Дубровин предложил заготовителю областной потребкооперации Плаксюку Харитону Карповичу, в прошлом буденовскому разведчику (об этой части его биографии практически никто не знал) стать сотрудником советской разведки. Плаксюк дал согласие и стал резидентом советской разведки в Полтаве.
Плаксюк сумел войти в доверие к гебитскомиссару Густаву Шульцу (как это было сделано - тема отдельной публикации) и стал успешно работать в немецком тылу.
Со временем Плаксюку стало известно, что в зданиях бывшей трикотажной фабрики разместилась школа, в которой готовили агентов абвера для заброски в наш тыл.
Все попытки что-либо узнать о деятельности школы особого успеха не приносили, потому Харитон Карпович задумал следующую комбинацию.
На связи с местным подпольем у Плаксюка работал 15-летний Володя Кравчук, очень смышленый и деловитый парнишка, умеющий держать язык за зубами. Было решено внедрить Володю в школу абвера.
Для этого в один из домов, который иногда использовали для своих целей партизаны, доставили старые батареи к рации и четыре килограмма тола. После этого Володя Кравчук в одно зимнее утро явился в местное отделение гестапо и сообщил дежурному, что выследил партизанскую явку в доме номер 5 по Косогорному переулку. И что якобы этим утром он, Володя, видел как из этого дома выходил с тяжелым свертком бывший работник горкома партии Панченко. Проследить за ним не удалось. Панченко сумел скрыться в толпе на базаре.
Гестаповцы записали все показания Кравчука и… отправили его в камеру.
Однако Плаксюк заметил, что за домом на Косогорной установлено наблюдение. Только немцы не знали, что хозяева дома ушли к партизанам за день до того, как Володя Кравчук пошел в гестапо с «доносом».
На третий день гестаповцы ворвались в дом и при обыске нашли замаскированные тайники с батареями и толом. К вечеру Володя появился дома. Его выпустили.
А дальше пошло не по плану. Общаясь с Володей, гестаповцы обратили внимание, что паренек очень толковый, а потому решили его в абвер не передавать, а использовать на своей службе.
Володе дали задание. Войти в доверие к Ефиму Ясько, парикмахеру немецкой гарнизонной бани.
А так как Ясько на самом деле работал на партизан, его надо было немедленно убирать из города, раз он привлек внимание гестапо. Но исчезновение Ясько немедленно бы бросило тень на Володю Кравчука, а этого также допускать было нельзя. Поэтому Харитон Карпович отдал команду и Ефиму Ясько и Володе Кравчуку вместе исчезнуть из города. Что и было сделано.
Внедрить своего человека в школу абвера в этот раз не удалось.
(Источник: М.А. Белоусов, одни из руководителей Особого отдела Юго-Западного фронта)