Найти тему

Как быть с ревностью?

О ревности так много написано! И плохого и хорошего! Может появиться вопрос: «А что может быть в ревности хорошего?». 

Нидерландский философ семнадцатого века Бенедикт Спиноза усматривал тесную связь между любовью и ревностью. Для него ревность не случайный попутчик любви, а верная тень, появляющаяся на экране душевной жизни всякий раз, как в любви поселяется измена. 

Современные психологи пишут о том, что ревность помогает сохранить пару, вовремя предупреждая об опасности в отношениях. Таким образом сохраняется исключительность супружеских отношений и дружбы. В этом случае ревность побуждает к необходимым действиям, пробуждает от спячки. Призывает работать над собой и над отношениями. Это лучший вариант ревности. 

Издавна, существует в житейском сознании понимание ревности как вредного для любви и безобразного нароста ее. Речь идёт не о бреде ревности сейчас. Этот бред бывает в рамках серьезного психического заболевания. Требует тщательного врачебного наблюдения и лечения. Попробуем рассмотреть ревность в традиционном понимании этого явления.

Психологи считают ревность сложным психологическим феноменом, который характеризуется неприятным, мучительным чувством, возникающим, когда нам кажется, что близкий человек уделяет внимание и любовь кому- то другому.

Случаются жуткие проявления ревности у практически здоровых людей. Да, можно говорить о низкой самооценке, о детских психических травмах. Но попытаемся рассмотреть ревность под православным взглядом. Для начала хочу пересказать совсем маленькое произведение Л.Н. Толстого «Корней Васильев».

Рассказ назван по имени главного героя, которому было уже 54 года. Корней удачливый купец. Женат второй раз на молодой и красивой женщине. Первая жена его умерла бездетной. А от второй жены у него родилось двое детей, мальчик и девочка. Надо отметить, что свою красавицу он взял из соседней деревни, она была дочерью бедной вдовы. Его семья в селе числилась первой по достатку. Корней возвращается в своё село после удачной сделки. На станции нанимает извозчика, своего односельчанина. Извозчик был беден и не любил богатых, а особенно богача Корнея. По дороге завязался разговор, купец спросил о жизни в деревне. Речь зашла о его семье. Ещё и выпили водки в пути. Извозчик начал нашёптывать Корнею, что его молодая жена взяла в работники «своего прежнего полюбовника и живет с ним». Говорит: «Мне что ж. Мне тебя жалко... Только нехорошо, народ смеётся. Ну, да погоди же ты, говорю. Дай срок, сам приедет...». Корней молча слушал, его густые брови все ниже и ниже спускались над блестящими чёрными глазами. Приехав домой, стал присматриваться к новому работнику. А работник этот никак не был похож на счастливого возлюбленного его жены. Он даже подумал: «Наврал старый пёс, -а кто их знает. Да уж я дознаюсь.». А тут ещё извозчик ему подмигивает одним глазом на этого самого нового работника. Жена с ним поздоровалась, как ему показалось, слишком ласково. Потом увидел во дворе разговаривающих жену и работника. Ему показалось, что они близко стояли друг от друга. Попил чая с дороги, зашёл к себе в спальню, злоба на жену начала ворочаться в его сердце.

-2

А жена зашла к нему улыбающаяся, как будто не замечала его угрюмого вида. Уложила спать свою двухлетнюю дочку. Корней начал расспрашивать с пристрастием о новом работнике. Заметил, что глаза жены смеются. Наконец прямо спросил: «Ты живешь с ним?». Ответ был легковесным, мол люди выдумывают. А муж уже сжал кулаки. Настаивал на конкретном ответе. Жена возмутилась: «Да ты что ко мне пристал?». Тут Корней схватил женщину за косу, а она, видимо от боли, проговорила, что от такого житья не знаю что сделаешь, что жила с работником и живет, что и дочка от него. Корней жестоко избил жену, кроме побоев на лице, были поломаны два ребра и разбита голова. Дочку тоже покалечил, она бросилась от страха к матери, Корней ухватил ее за руку, оторвал от матери и бросил в угол. Девочка навек осталась полукалекой, у неё были переломлены две кости руки, и рука осталась кривая. Толстой описывает состояние человека с помраченным сознанием: «Корней стоял, тяжело дышал, как будто спросонья, не понимая, где он и кто тут с ним.». С тех пор его в селе не видели. Объявился он через семнадцать лет. Много неудач пережил, обнищал, ходил по свету и просил милостыню Христа ради. Так попал он в дом на постой к своей взрослой дочке. Она уже замужем, у неё замечательная добрая свекровь, которая всегда привечала странников. Дочь не знала, что это ее отец. Как выяснилось, не держала зла на отца, отчего Корней расплакался. Побывал он и у своей жены как странник. Она узнала мужа, но не подала вида, даже прогнала. Сын, который уже стал женатым человеком, подал хлеба. Жене же было страшно, что она сделала, но, видимо, по-другому не могла.

Корней умер у дочки в доме. Он перед смертью отдал свои документы дочери, из них она узнала, что странник ее отец. Все сделала по христианскому обычаю. Жене не спалось, после бессонной ночи она побежала в соседнее село искать странника. Думала: «Попрощаемся с ним, возьмём домой, грех развяжем. Пускай хоть помрет дома при сыне.». Но когда пришла, уже увидела обмытое, убранное, прикрытое полотном мёртвое тело. Толстой пишет: «Ни простить, ни просить прощенья уже нельзя было».

В рассказе можно увидеть много близких христианству тем: тему гордости, падения, наконец смирения и прощения. Красной нитью проходит тема звериной ревности.

Эту ревность попробуем рассмотреть как страсть, обуявшую Корнея и помрачившая его сознание. Тут явственно прослеживаются все пять стадий формирования страсти: первая - это прилог. Это нашёптывания извозчика, воспроизведение сплетен сельчан. Недаром, в православии прилог рассматривается как «стрела дьявола». Тут бы отогнать от себя эти мысли Корнею, но он заострил на них своё внимание. Появляется вторая стадия - сочетание. Помыслы притягивают внимание искушаемого. Третья стадия - сосложение. Помысел начинает действовать в человеческой душе и готовит совершение греха самим делом. Корней сжал кулаки. Четвёртая стадия - пленение. Корней почти нашёл доказательства виновности своей жены. Он хочет довести начатое расследование до конца. Ещё злобные выкрики жены от боли подстегнули его собственную злобу. Пятая стадия - страсть, парализующая волю, помрачившая сознание. Корней не сразу приходит в себя, да и то, частично. Похоже, все семнадцать лет только и приходил в себя. 

Не на пустом месте возникла эта безобразная ревность. Он был значительно старше своей молодой красивой жены. Редко бывал дома, что само по себе делало невозможным формирование близких доверительных отношений. Когда говорят о гнусности ревности в любви, то надо заметить, что близость в отношениях встречается не так уж часто. А нет близости, нет сострадания друг к другу. Как ни парадаксально это звучит, ревнивец нуждается в сочувствии, он искренне страдает и как минимум ему нужны слова успокоения, хотя бы молчаливый сопереживающий взгляд. А как мы помним, глаза жены Корнея смеялись при расспросах, писатель отмечал, что держалась она весело, как бы не замечая угрюмости мужа. А это полное игнорирование его боли, раздаражения, удрученности. Думаю, что она таким образом хотела избежать скандала. Но вот неверный ход. Да и сочувствовать мужу ей было сложно. Она сама было дочерью бедной вдовы, Корней богач, гордый своим превосходством, относился к ней сверху вниз. В душе молодой жены давно назревал протест. Может поэтому и взяла в работники бывшего ухажёра. Ведь знала же о сплетнях. Протестное чувство захлестнуло ее. О какой тут близости можно говорить? И обидно стало Корнею, что с работником жена более доверительно общается. В силу редких встреч, не получалось ближе познакомиться мужу и жене. Если бы изучила мужа лучше, то, кто знает, не стала бы будить зверя в нем. Ещё и задача взаимного изучения не ставилась. Взрослая дочка смогла свей христианской любовью и всепрощением растопить душу Корнея. Искренне не держала зла на отца.

Тут мы приближаемся к выводу, что главным лекарством ревности является любовь. По-другому не вылечишь. Нужна взаимная созидательная работа по созданию этой самой близости, доверительности. Срывы, конечно, обязательно будут. Тут важно вовремя заметить у себя это чувство и удалиться в уединенное место, помолиться. Чтобы не предпринимать никаких действий в таком состоянии. Святые отцы пишут, что прилоги, как стрелы лукавого, будут до конца жизни. Надо учиться их распознавать, если чувствуем, что это на самом деле атака дьявола, отсекать эти помыслы. Ревность мы не можем уничтожить, мы не можем отрицать базовую часть себя. Она эволюционно сложилась в нашей земной жизни. Порой может сослужить нам хорошую службу. Но, увы, ревность может нас и уничтожить. Остаётся знакомство с опытами святых отцов по борьбе со страстями.