В начале 20 века кинематограф в Индии только зарождался и считался отраслью, предназначенной исключительно для мужчин. Участие женщин в кино считалось табу.
Говорят, что Дадасахеб Фальке — отец индийского кино, не смог найти ни одной актрисы, которая сыграла бы в его фильме «Раджа Харишчандра» (1913). В итоге на роль жены Харишчардры, Тарамати, пришлось взять актера-мужчину.
Именно в тот период Дургабай Камат сделала смелый шаг и согласилась на роль в следующем проекте Фальке, проложив путь для многих других женщин в этой индустрии.
К сожалению, о жизни Дургабай известно очень мало. Сообщается, что она родилась в 1879 году. Училась до седьмого класса, а затем была выдана замуж за Ананда Наноскара, учителя истории в Школе искусств (Мумбаи).
У них родилась дочь Каламбай, но брак не сложился. В 1903 году их пути разошлись, и Дургабай решила воспитывать дочь одна.
В то время для женщин было очень мало возможностей трудоустройства. А матерям-одиночкам приходилось еще сложнее, так как общество вообще подвергало таких женщин остракизму.
У Дургабаи был маленький выбор — стать домашней прислугой, путаной или актрисой. Дургабай выбрала последнее и от нее сразу же отреклась ее собственная община браминов, а вместе с ним и все окружение. Ее просто изгнали из города.
Так Дургабай впервые попала в передвижную театральную труппу. Она бродила с группой круглый год, выступая в разных местах.
Так как ее дочь Камлабай ездила вместе с ней, то Дургабай решила сама обучать свою дочь, чтобы та получила образование, несмотря на кочевой образ жизни.
Когда Дургабай приняла предложение Дадасахеба Фальке сняться в его втором фильме «Мохини Бхасмасур» (1914), она не знала, что станет первой женщиной — актрисой индийского кино.
На самом деле, она вошла в историю не одна, а вместе с дочерью Камлабай, тоже сыгравшей в фильме.
Интересно, что самое ожесточенное сопротивление, с которым столкнулась Дургабай, исходило не от других женщин, а от мужчин.
«В те времена женские роли играли только мужчины. Следовательно, яростное сопротивление моей матери исходило от этих мужчин — мы были их первыми врагами», — вспоминала ее дочь Камлабай в интервью.
Однако, чтобы прокормить себя и ребенка, Дургабай терпела все унижения. Печально, что большая часть жизни первой актрисы потеряна во времени. Даже ее имя осталось по большей части забытым в обществе.
Дургабай Камат была невероятной женщиной, выковавшей свою профессию в огне и ярости. Она была матерью-одиночкой, решившей сломать патриархальные границы киноиндустрии. Несмотря на все это и многое другое, ее жизнь и наследие следует помнить и хранить.
- Читайте также: Отец индийского кино: взгляд на жизнь и творчество Дадасахеба Фальке