Новая реальность под названием пандемия коронавируса заставляет нас отступать от привычного образа жизни. Действительно, за этот год многое изменилось: мы научились жить в условиях ограничительных мер, больше заботиться о здоровье, своем и близких, понимаем, что многие, хотя и не самые популярные, меры просто необходимы потому, что помогают спасать жизни. Одной из таких мер стал переход на дистанционное обучение в школах и вузах. Кто-то воспринял это как новую возможность, переход к продвинутым форматам в образовании, а кто-то откровенно недоволен, отмечая снижение качества обучения. О том, для чего необходим переход на дистант, а также каково мнение родителей и педагогов на этот счет, мы решили узнать в рамках Экспертного Клуба Петербурга.
Обсуждая данную тему, эксперты сошлись во мнении, что приоритетность очного обучения, как наилучшей формы получения знаний, особенно во многих практических областях, неоспорима и должна охраняться, однако с учетом сложившейся обстановки ввиду пандемии коронавируса временный переход к дистанционному обучению просто необходим.
«Все понимают, что приоритет необходимо сохранить за очным обучением, но в той обстановке, которая складывается, нужно правильно расставить акценты: жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Главное при переходе на обучение с применением дистанционных технологий – это четко организовать процесс, его техническую составляющую. Качественно образование в такой форме не отличается от очного: потенциал профессорско-преподавательского и педагогического состава сохраняется на том же уровне, меняется форма подачи материала, но тут можно отметить даже больше возможностей», - считает Надежда Крайнова, кандидат юридических наук, декан юридического факультета СПБГЭУ, доцент.
Эксперты отметили, что переход на дистант позволяет разом решить целый комплекс проблем и существенно уменьшить количество контактов в большой общественной прослойке, что дает возможность сократить темпы прироста больных коронавирусом в регионе, снизив нагрузку на врачей.
«Основным аргументом для перевода на дистанционную форму занятий в учебных заведениях средней и высшей школы выступают соображения эпидемиологической безопасности как по отношению к самим учащимся и их семьям, так и работникам образовательных учреждений. Также принимается во внимание нагрузка на транспортную систему в целях сокращения пассажиропотока. Еще одним аргументом в пользу перехода высшей школы на дистант выступает снижение интенсивности межрегиональной миграции, учитывая, что значительная часть студентов вузов Санкт-Петербурга являются иногородними. Большинство студентов и преподавателей активно поддерживают переход на дистант», - отмечает Полина Рысакова, кандидат социологических наук, директор Лаборатории изучения китайского туризма.
По мнению экспертов в Северной столице, благодаря принятым мерам и заблаговременной подготовке, переход на дистанционное обучение прошел безболезненно, а преподаватели и студенты многих вузов смогли договориться и провести практические занятия еще до начала второй волны пандемии.
«Петербургу удалось перестроится на дистанционную систему, и сегодня петербургская школа способна работать в условиях второй волны пандемии. Решения Губернатора и Правительства города направлены на максимальное сокращение нагрузки на медиков и педагогов. Поэтому в городе и появилась смешанная форма обучения школьников. Часть детей осталась в школе, а часть детей сидит на домашнем обучении. Во избежание нагрузки на педагога разработана интерактивная система с привлечением педагогических вузов и их студентов, а также части образовательных порталов для обеспечения учебного процесса дома. Сейчас время умных школ», - поделился Тхостов, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, директор лицея №369.
Мнение коллеги разделяет ректор Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Станислав Еремеев, который отметил, что подготовку к переходу на дистант многие вузы начали еще летом:
«Это новая реальность, в которой нам придется жить долго. За весенне-летний период мы смогли подготовить онлайн программы, которые сегодня можем предложить всем обучающимся. Конечно же онлайн образование не должно заменить собой очное образование, да и нет такой задачи. Сейчас важно правильно отреагировать на этот вызов, сохранить здоровье людей и не допустить перегруз системы здравоохранения. Поэтому те распоряжения, которые даны Губернатором города ректорскому корпусу по обеспечению перехода на дистанционное обучение реализованы».
По мнению экспертов, тот факт, что родителям школьников предложили альтернативу в вопросе дистанционного обучения, помог снизить конфликтные настроения в обществе, а многие родители приняли решение не рисковать здоровьем детей, оставив их учиться онлайн.
«Этот шаг позволит более-менее сдержать рост распространения инфекции и снизит напряжение в системе здравоохранения. Сейчас в Петербурге родители решают сами оставить ребенка в школе или перевести его на дистанционку», - рассказал Сергей Григорьев, политолог.
Действительно, решающим фактором для многих в вопросе перехода на дистанционное обучение стал вопрос безопасности близких. Поэтому, видя существующую картину эпидемиологической обстановки в городе, предпочитают не рисковать, оставаясь дома.
«Переход на дистанционное обучение в школах и вузах оградит от COVID-19 в первую очередь родителей, дедушек и бабушек детей, то есть тех, кто в зоне риска. Потому что сами школьники и студенты переносят заболевание в более лёгкой форме. В Петербурге школьникам дали право выбора: хочешь посещай учёбу, не хочешь - пиши заявление и учись дистанционно. Власти предложили оптимальный формат с учетом реалий и эпидситуации», - считает Сергей Наумов, медиатехнолог, специалист по политическому PR.
Эксперты уверены, что принимаемые властями меры по добровольному переходу на дистанционное обучение прежде всего рассчитаны на сознательность петербуржцев, а также на желание скорейшего выхода из режима ограничений.
«Руководство региона занимает взвешенную позицию с учетом того, что в целом по Ленинградской области ситуация с заболеваемостью контролируема. Поэтому у нас и в комитете по образованию, и в родительской среде достаточно спокойно относятся к переходу на дистанционное образование, и надо сказать не особо спешат. Пока только 2% учащихся изъявили желание учиться дистанционно. Если ребенок контактировал в школе, то конечно же заболеют и члены его семьи, что способствует увеличению заболеваемости. Поэтому и принимается решение о дистанционном обучении», - поделился Алексей Ломов, политолог, депутат Законодательного Собрания Ленинградской области.