Найти тему
Просто мысли

Дельфина де Жирарден

Итак, кто же такая Дельфина де Жирарден? Будучи дочерью поэтессы, девочка с раннего детства была окружена творческими людьми. Ей удавалось читать в светских гостиных стихи с той чувственностью, которая находит дорогу даже к самым черствым сердцам. Проникновенно читая Свету стихи Софии Гё, Дельфина быстро стала любимицей публики. Конечно, вдохновенно кружить по залам, превратившись в свою лирическую героиню, не совсем подходило по статусу юной красавице, но талант, который будет только совершенствоваться на протяжении жизни, уже тогда позволял девочке пользоваться исключительным расположением светских дам. Общество с удовольствием закрывало глаза на светские приличия, чтобы насладиться очередным вечером в обществе талантливой маленькой актрисы. Образованием Дельфины София Ге занималась сама; литературная деятельность матери стала неотъемлемой частью жизни дочери. Дельфина воспитывалась в среде, которая определила всю ее дальнейшую жизнь. Как отмечает Georges d’Heylli в своём произведении «Madame E. de Girardin (Delphine Gay): sa vie et ses oeuvres», Дельфина начала писать задолго до того, как литературная деятельность вошла в моду и стала делом прибыльным. Позже ее привлекла мысль о славе, она познакомилась с опьяняющей магией триумфа, но так как литература для неё, в отличии от многих, была не работой, а частью образа мыслей и души, ее произведения отличались особым изяществом. Парижская публика полюбила пьесы юного драматурга, известность Дельфины росла, талант развивался, а к моменту создания газетных фельетонов, она уже обладала богатым литературным опытом. Все это стало способствовало той популярности, которую Письма Виконта де Лоне обретут в сердцах французов. Девушка выросла в ярком вихре событий, именно в этой атмосфере сформировался ее нрав, который отчетливо проступает на каждой странице Парижского вестника. 

Несмотря на природную красоту и обаяние, к 26 годам она все еще не вышла замуж; это можно объяснить несколькими факторами: Дельфина не обладала большим приданым, а большая часть мужчин литературного круга была либо уже жената, либо не стремилась к этому вовсе.

Однако, в 1831 году Дельфина Гё выходит замуж за Эмиля де Жирардена. К тому времени этот человек уже успел добиться многого. Будучи внебрачным сыном аристократа, он не мог рассчитывать на простой путь в жизни. Ему пришлось прокладывать дорогу в общество, полагаясь исключительно на собственные способности, ум и удачу. Попробовав силы в нескольких профессиях, молодой Эмиль де Жирарден нашел свое призвание в журналистике. Он издавал журнал “Мода”, который вскоре выгодно продал. Он умел чувствовать общественные потребности и интересы, можно даже (с тысячей поправок и оговорок конечно же) назвать его одним из наиболее успешных маркетологов в журналистской среде XIX века. Он развивал идею привлечения к сотрудничеству популярных писателей-романистов, которым предлагал публиковать романы с продолжением на страницах своих газет. (Именно такие романы и получили первоначально название “фельетоны”). Писатели старались запутывать сюжет и обрывать повествование на самом интересном месте (почти сериалы), чтобы читатель, измученный любопытством, при первой же возможности мечтал прочесть следующий номер газеты и узнать продолжение истории. В изданиях Жирардена публиковались произведения таких известных авторов, как Оноре де Бальзак и Эжен Сю. 

Таким образом, в 1831 году состоялась свадьба двух людей, которые во многом положили начало современной, привычной нам медиа-сфере. Дельфина уже имела богатый опыт в литературной деятельности, ее стиль полюбился парижской публике. А Эмиль де Жирарден уже долгое время изучал и развивал механизмы привлечения читательской аудитории.

В то время не представлялось возможным купить газеты на углу любой улицы Парижа. Читатели оформляли годовую подписку на ежедневную газету, которая стоила весьма не дёшево (80 франков, а средняя зарплата горожанина составляла округло 600 франков в год)

Эмиль де Жирарден придумал, как удешевить газету в 2 раза за счёт рекламы. Вообще, реклама в прессе совершенно не была новшеством. Она активно использовалась ещё в 17 веке, однако, Эмиль смог привлечь рекламодателей за счёт резкого увеличения читательской аудитории, которая, в свою очередь, возросла именно за счёт резкого удешевления конкретной газеты. 

Схема в общем-то элементарная, и конечно мы не можем назвать Эмиля гениальным изобретателем (организатором разве что), но у людей более раннего времени возник бы резонный вопрос «зачем? Газета же должна просто окупать себя и приносить прибыть, которая позволит владельцу обзавестись очаровательным замком с виноградником и провести остаток жизни в счастливом созерцании собственного безделия, разве нет?». Эмиль же был капиталистом, ведущим бесконечное сражение на свободном рынке прессы; он рискнул, в какой-то момент удешевил газету себе в убыток, собрал большую аудиторию подписавшихся и заключил контракты с рекламодателями, которые были счастливы взаимодействовать с огромной аудиторией. Ну чем не современный маркетинговый ход? По-моему, очень даже. Именно реклама приносила наибольший доход Эмилю де Жирардену. 

Так же, как и реклама, газетные фельетоны не были изобретены мужем Дельфины, но именно он придумал, как привлечь внимание публики к фельетонам (а ведь это интересовало женскую аудиторию, которая скучала от однообразных политических обозрений и излишне серьезных литературных рецензий). Он печатал «романы с продолжением»; мы уже немного рассказали о талантливых молодых писателях, которые сумели изящно описывать всем знакомую повседневность, однако, романы были не единственными обитателями «газетного подвала». Благодаря рекламе и романам с продолжением Эмиль де Жирарден фактически переосмыслил прессу, дал ей новую жизнь с новым смыслом и новыми целями.

То, что было констатацией обыденности, стало всеми любимым развлечением и способом общения всех со всеми. Люди писали в газету письма, многие обращались напрямую к авторам романов; а те, в свою очередь, отвечали внимательной публике на монохромных страницах периодических изданий, что также вызывало необычайный интерес читателей. Пресса в некотором смысле объединила Францию, газеты из столицы распространялись по провинциям, язык народа становился более унифицированным.

В 1836 году Эмиль де Жирарден публикует в собственной газете план ведения фельетона “Прессы”; на каждый день нежели отныне приходилась специальная рубрика, которая могла быть посвящена искусству, литературе, театру и тд. Нас будет особенно интересовать четверг, поскольку именно этот день Эмиль предоставил в распоряжение Дельфины. К этому моменту, она уже проявила талант остроумного описания наблюдений за парижскими нравами и охотно взялась за работу. Она выбрала аристократический псевдоним, разумно полагая, что заметки молодого денди будут восприняты обществом серьёзнее, чем женские письма. Виконт де Лоне- молодой аристократ с изящно выдуманной биографией быстро завоевал любовь французов, остроумно описывая светскую жизнь Парижа, не забывая при этом обличать всем знакомые (тщетно скрываемые) пороки современников. Парижская хроника Дельфины не была изобретена ею, однако, именно в “Прессе” подобная манера общения с читателями впервые приобрела те краски, которые впоследствии будут предметом подражания множества других газетных изданий.

С некоторыми перерывами фельетоны Дельфины печатались в Прессе с 1836 по 1848 год. Они рассматривали самые разные аспекты светской жизни, описывали конкретные мероприятия и общественные тенденции, открытие первой железной дороги и резкое увеличение населения Парижа за счет провинциалов, маскарады в опере и утрату светом былого изящества. Этот источник представляет нам наблюдения одного конкретного человека, поэтому мы могли бы упрекнуть его в субъективности, однако, заметим, что этот один конкретный человек постоянно тесно общался с наиболее яркими представителями парижского общества той поры. Несомненно, друзья оказывали влияние на формирование точки зрения Дельфины, поэтому мы можем предположить, что Виконт де Лоне выражает и общие представления изящного литературного света того времени.

Парижские письма были изданы в виде сборника еще при жизни Дельфины (и, вероятно, при ее активном участии), они многократно переиздавались во Франции, на них ссылались известные авторы: “ «Парижский вестник» виконта де Лоне — бесценное свидетельство о парижской повседневности, и не случайно в одной из книг о светской жизни этой эпохи, книге А. Мартен-Фюжье «Элегантная жизнь, или Как возник „весь Париж“, 1815–1848», ссылки на Дельфину как на осведомленного и надежного свидетеля — едва ли не самые частые”. Мы же будем использовать при написании этой работы перевод “Парижских писем Виконта де Лоне” на русский язык, выполненный Верой Мильчиной, историком французской литературы, в 2009 году.