В этой заметке я хочу разобрать разобраться каким же всё таки Булгаков видит Христа?
Я приведу отрывок из ранней рукописи романа Мастер и Маргарита. подчеркну, что это рукопись, а не сам роман.Помните сцену в самом начале романа? В парке?
________
— А вы, почтеннейший Иван Николаевич, — сказал снова инженер, — здорово верите в Христа. — Тон его стал суров, акцент уменьшился.
— Началась белая магия, — пробормотал Иванушка.
— Необходимо быть последовательным, — отозвался на это консультант. — Будьте добры, — он говорил вкрадчиво, — наступите ногой на этот портрет. — Он указал острым пальцем на изображение Христа на песке.
— Просто странно, — сказал бледный Берлиоз.
— Да не желаю я! — взбунтовался Иванушка.
— Боитесь, — коротко сказал Воланд.
— И не думаю!
— Боитесь!
Иванушка, теряясь, посмотрел на своего патрона и приятеля. Тот поддержал Иванушку:
— Помилуйте, доктор! Ни в какого Христа он не верит, но ведь это же детски нелепо — доказывать свое неверие таким способом!
— Ну, тогда вот что! — сурово сказал инженер и сдвинул брови. — Позвольте вам заявить, гражданин Бездомный, что вы — врун свиnячий! Да, да! Да нечего на меня зенки таращить!
Тон инженера был так внезапно нагл, так странен, что у обоих приятелей на время отвалился язык. Иванушка вытаращил глаза, По теории нужно бы было сейчас же дать в ухо собеседнику, но русский человек не только нагловат, но и трусоват.
— Да, да, да, нечего пялить, — продолжал Воланд, — и трепаться, братишка, нечего было, — закричал он сердито, переходя абсолютно непонятным образом с немецкого на акцент черноморский, — трепло ты, братишка. Тоже богоборец, антибожник. Как же ты мужикам будешь проповедовать?! Мужик любит пропаганду резкую — раз, и в два счета чтобы! Какой ты пропагандист! Интеллигент! У, глаза бы мои не смотрели!
Все что угодно мог вынести Иванушка, за исключением последнего. Ярость заиграла на его лице.
— Я интеллигент?! — Обеими руками он трахнул себя в грудь. — Я — интеллигент, — захрипел он с таким видом, словно Воланд обозвал его, по меньшей мере, сукиным сыном. — Taк смотри же!! — Иванушка метнулся к изображению.
— Стойте!! — громовым голосом воскликнул консультант. — Стойте!
Иванушка застыл на месте.
— После моего евангелия, после того, что я рассказал об Иешуа, вы, Владимир Миронович, неужто вы не остановите юного безумца?! А вы, — и инженер обратился к небу, — вы слышали, что я честно рассказал?! Да! — И острый палец инженера вонзился в небо. — Остановите его! Остановите! Вы — старший!
— Это так глупо все! — в свою очередь закричал Берлиоз. — Что у меня уже в голове мутится! Ни поощрять его, ни останавливать я, конечно, не стану!
И Иванушкин сапог вновь взвился, послышался топот, и Христос разлетелся по ветру серой пылью.
— Вот! — вскричал Иванушка злобно.
— Ах! — кокетливо прикрыв глаза ладонью, воскликнул Воланд, а затем, сделавшись необыкновенно деловитым, успокоенно добавил: — Ну, вот, все в порядке, и дочь ночи Мойра допряла свою нить» .
____
Поводом для написания заметки стало видео попавшееся мне на Ютубе сегодня. Там священник восхищался романом Булгакова. Я подумала :
А с чего это вдруг?
Дьявол, на мой взгляд , показан там далеко не как отрицательный персонаж, а скорее даже наоборот. Ваше мнение вполне может не совпадать с моим и это нормально, все , кто интересуются подобными темами видят роман по-разному, каждый находит в нём что-то своё.
Но давайте вернёмся к образу Христа в романе. Не знаю как для вас, но для меня Христос там - обычный человек. Нет, даже наверное не так... Христос там - человек. Именно этим данный образ притягивает меня. На самом деле нигде в евангелиях я не встречала чтобы Христа называли богом. В десяти заповедях сказано :
Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене. ( Я есть Господь Бог твой: да не будет у тебя других богов кроме меня.)
Верить в то, что Христос -бог это нарушение первой заповеди. ( Простите, я забыла о триединстве. Так всё хитро в религии)
Булгаков называет Иешуа философом. В том самом видео, которое попалось мне сегодня священник задаётся вопросом:
Почему Булгаков не называет Иисуса Иисусом? И делает интересный вывод : это не Христос. Я не могу допустить мысли, что священник намеренно врал, скорее всего он просто не знает, что в Израиле имя Иисус звучит как Иешуа и в Ветхом завете имя Иисус звучит как Иешуа.
По мимо имени священник говорит о том, что Христос в романе выдвигает истины о которых Христос в реальности не говорил. Например Иешуа Говорит о том, что все люди добры. Да, действительно такое утверждение есть у Иешуа. Христос вроде как не сказал бы такого,в евангелии некоторых называет злыми и даже Пера в один момент называет сатаной. Христос действительно назвал Пера сатаной, но это абсолютно не значит , что Пётр злой человек, там просто Пётр спросил глупость.
В видео священник также критически относится к фразе Иешуа о том, что власть - насилие над человеком и наступит царство истины. Христос вроде такого не говорил и не о каком равенстве речи быть не может.Льву Толстому досталось от священника за то, что он равноправие продвигал и будучи графом в лаптях ходил.
Мне этот момент, когда Иисус у Булгакова говорит о царстве истины, кажется самым важным. Это прямая отсылка к гностикам в моём понимании. В гностических и запрещённых евангелиях Христос говорит об истине и о её царстве. Там Иисус говорит о равенстве , он там говорит даже больше, он говорит : " Ты такой же как я! Хочешь найти меня? Посмотри в свою душу!"
Булгаков сделал большое дело, он показал другого Спасителя, такого каким видели его люди две тысячи лет назад. Он не совершает чудес , он не имеет тысяч последователей , он не знает даже кто его родители .
Как в евангелии от Фомы , нет ничего кроме того , что сказал Христос , так и в романе нет ничего кроме слов Иешуа.
Анна Невидимова