Найти тему
Бажена Дан

Что не так с Коко Шанель и тем представлением о красоте, которое она ввела в моду

Фото из свободного доступа сети интернет
Фото из свободного доступа сети интернет

Габриэль Шанель часто воспринимается как некая светская львица начала 20 века, создавшая несколько узнаваемых образов, логотип "коко", духи и успешный дом моды. Между тем, это была не просто женщина, кардинально изменившая свою собственную жизнь или моду своей эпохи, а личность, повлиявшая на ход истории больше, чем, например, Адольф Гитлер или Владимир Ленин.

Кто знает, родись она в обеспеченной семье и выйди замуж за любимого и благородного человека, возможно, самыми большими ее свершениями были бы блестящий салон (Габриэль была остроумна и тем привлекала к себе талантливых людей) да пара собственноручно вышитых картин.

Но судьба распорядилась иначе. С самого рождения девочку преследовали неудачи. Семья жила в нищете, и, когда Габриэль было всего 12 лет, ее мать умерла от астмы. Юность, проведенная в монастыре за шитьем и молитвами и дальнейшее скудное существование за счет пошива на заказ угнетали ее. Она пытается вырваться в другую жизнь с помощью карьеры певицы, но дальше провинциальных кафе ее не берут из-за худобы и недостатка способностей к пению. Девушка соглашается пойти в содержанки к одному из своих поклонников, но из-за гордости не берет у него никаких денег, довольствуясь лишь крышей над головой и едой. Когда требуется отправиться на бега или на конную прогулку, ей всякий раз приходится решать проблему "что надеть", особенно острую не только из-за недостатка средств, но и из-за полного несоответствия ее фигуры моде той эпохи (грудь и бедра как можно пышнее, талия как можно тоньше). Где наша не пропадала, решает Габриэль и выдумывает варианты один другого страньше. То наденет костюм своего любовника, переделав его по своей фигуре, то закажет портному мужские жокейские брюки, то перешьет на свой манер пальто, то смастерит необычную шляпку. В тот момент она и не думала о создании моды, а просто приспосабливала вещи под себя. Так вышло, что ее необычность, дерзость, задиристость очаровали тот круг, где вращался ее покровитель, и вскоре модницы-содержанки стали просить ее сделать им такие же шляпки. Она и делала, сначала бесплатно, а потом открыла свое ателье. К этому моменту у нее уже был другой мужчина, который воспринимал ее более серьезно и делал все, чтобы ей помочь: давал денег на раскрутку предприятия и подсказывал, как выгоднее вести дела. Сначала шляпки, а потом и полноценные наряды от Шанель начали носить не только дамы полусвета, но и настоящие аристократки. Независимая Коко смогла вернуть любимому все когда-либо данные деньги, не снижая темпов роста своих ателье.

И вот до сих пор это вроде бы обычная история обычного успеха, где человек очень хотел, трудился, развивался, и наконец, добился результата. Теперь можно успокоиться и сидеть на попе ровно. Но нет. Это не про Габриэль.

Понимая, что возлюбленный на ней не женится из-за ее низкого происхождения, она окончательно перестала считаться с обществом, которое столько лет ее травмировало и уничижало. Она теперь использовала все наработанные ей знания о элегантности и женской психологии, весь свой шарм и все свое обаяние, чтобы ему отомстить.

Ее не взяли на сцену за отсутствие пышных форм? Она создаст такие вещи, которые сделают богинями худеньких девушек и превратят прежних красавиц в старомодных матрон.

Ей приходилось смотреть снизу вверх на богатых? Она выведет из моды все пышное, дорогое, помпезное. Трикотаж (материя бедняков) займет одно из ведущих мест в ее творчестве.

Ей приходилось выступать в роли женщины, которую мужчина снисходительно содержит? В ее платьях женщины могут вести активный образ жизни и содержать себя сами.

У вас война? А у меня огромное количество заказов. Женщинам, мужья которых ушли на фронт, некогда подметать тротуары шлейфами и семенить в зауженных юбках. Я сделаю одежду для санитарок, для дам, управляющих бизнесом в отсутствие мужа и для многих других.

Прически? В топку прически! И она остригает волосы, показывая пример сотням и тысячам женщин, влюбленных в ее гимн свободы и независимости.

Отныне и впредь Шанель будет делать, что захочет, ломая сопротивление окружающих, доказывая вновь и вновь, что может вертеть всем миром, ошалевшим от такого напора.

Да, конечно, она не была единственной, кто считал, что пришло время жить по-новому. Она не была единственной, кто начал носить брюки и открывать ноги. Но она была самой искусной из всех в том, чтобы заворожить, обаять, свести с ума зрителя стройностью форм, очертаниями силуэта. Ей была свойственна "игра в двусмысленность, двуполость", "ей была открыта новая манера акцентировать внимание на женственности, не столь бросавшаяся в глаза, более размытая, но не менее эффектная"... (с).

И было нечто, вложенное ей в ее задумки - тонкий яд, продолжающий работать и теперь, многие годы после того, как женщины относили ее силуэты, отвосхищались ароматом ее духов, отпокланялись созданному ей идолу девушки-мальчика. Вражда. Едва заметное "я могу как мужчины, я могу лучше мужчин". "Я могу без мужчин". "Я могу использовать мужчин". Это было. Этого никто не произнес, но дух ее успеха - это был именно дух женщины, сражавшейся в одиночку и выигравшей. Именно за это ее боготворили женщины, у которых были свои бои длиною в жизнь.

Осуждаю ли я? Нет... За это невозможно осудить. К этому привела ее боль.

Согласна ли я? Нет. Я не могу без мужчин. И не хочу использовать мужчин.

Но та порочная орбита, на которую мы влетели тогда... куда она приведет нас? Не в тот ли мир, который показан в фильме "Со мной непросто", где доминируют женщины, а мужчины кротко суетятся на побегушках?

Больше о Шанель можно узнать, прочитав книгу Анри Гиделя "Коко Шанель".

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.