Найти тему
историк_на_пенсии

Кто принял решение провести коллективизацию

XV съезд ВКП(б)
XV съезд ВКП(б)

Как показано в моей работе [https://zen.yandex.ru/media/id/5f5fb86d48b2b23a2dbc0fe1/dosyta-li-el-russkii-krestianin-do-kollektivizacii-5fb56014d60cd1779264eae3?from=editor ] у «справных» российских крестьян излишков зерна практически не было. То, что городские революционеры воспринимали как закрома, на самом деле было запасом зерна на посев будущего года, что-то порядка 4,5 четвертей (576 кг или почти 6 центнеров) и еще 9 четвертей на пропитание на год (1152 кг, т.е тонна с небольшим, выглядит внушительным запасом особенно для приехавших строить колхозы «семитысячников и двадцати пяти тысячников»[1], людей сугубо городских). В большинстве случаев крестьяне могли отдать налоги выручить деньги на приобретение необходимого в основном за счет недоедания. Конечно, были и кулаки-мироеды, оторвавшийся от земли, и промышлявшие ростовщичеством и торговлей. Но их было немного. По моим расчетам, население России из-за низкой урожайности своей земли относительно безболезненно могло прокормить не более 15% от своей численности служилых людей администрации, чиновничества, армии и т.п. Индустриализацию так вообще было некому производить.

С другой стороны, гражданская война переместила многомиллионные массы населения из деревни в город. Городское население выросло, а оставшееся крестьянское население просто не могло прокормить выросшее городское, хоть бы прокормить себя.

И вот наступил 1926 г. Все проблемы стали во весь рост. В конце года состоялся XV съезд ВКП(б), где и было принято решение проводить коллективизацию.

После очень обстоятельного доклада Молотова (Скрябина) о положении дел в сельском хозяйстве выступил на 27-м заседании съезда Эпштейн (Яковлев) будущий Наркомзем и сказал

«Гвоздь задачи социалистического преобразования крестьянского хозяйства — в кооперативно-социалистической переделке именно этого мелкого и мельчайшего хозяйства, каковым в своей основной массе является и середняцкое хозяйство. Это есть основная и наиболее трудная наша задача. Из трех теоретически мыслимых путей развития крестьянского хозяйства (рост кулацкого крупного хозяйства, гниение мелкого хозяйства, создание крупного хозяйства на кооперативной основе) единственным мыслимым путем развития в наших условиях является третий путь. Первый путь мыслим только в результате победы контрреволюции. Второй путь был бы предпосылкой победы контрреволюции. Только третий путь есть путь действительного движения к социализму. Основой его является кооперация. Наша кооперация, несмотря на все ее извращения, есть кооперация бедняцко-середняцкая, кооперация, объединяющая мелкого и мельчайшего хозяина.»

Это призыв к коллективизации. Далее

«Я думаю, что в этом соединении проблемы производственного объединения мелких и мельчайших хозяйств, т. е. середняков и бедняков, с проблемой решения на почве этого объединения задачи такого масштаба, как удвоение урожайности к концу второго десятилетия Октября, мы, несомненно, найдем наилучшие способы укрепления союза рабочего класса и крестьянства, лежащего в основе пролетарской диктатуры. Вот, товарищи, вопросы, которые, мне кажется, практически нам придется решить во что бы то ни стало, потому что вне их решения мы не разрешим, в частности, и той проблемы хлеба, к которой неоднократно подходило на этом съезде очень большое количество ораторов и докладчиков. (Аплодисменты.)

Еще один оратор, Каминский, высказался так

«Товарищи, самое узкое место в нашем сельском хозяйстве— чрезвычайно слабая товарность. Вы знаете, что общая товарность крестьянского хозяйства достигает сейчас примерно всего лишь 80 проц. довоенной, а по некоторым культурам даже много ниже этого. Так, например, по зерновым культурам мы еще до сих пор не достигли 65 проц. Но дело не только в том, что мы имеем слабую товарность крестьянского хозяйства, а еще и в том, что товарность эта вместе с тем чрезвычайно неустойчива. Неустойчивость товарности в основе зависит от колебаний урожаев, характерных для отсталого сельского хозяйства нашей страны.

Но, я думаю, вы уже устали и поэтому перехожу к решению XVсъезда:

«…4. Колхозы и совхозы . а) Одобрить решение ЦК об итогах колхозного и совхозного строительства от 30 декабря 1926 г. и обязать все партийные организации и партийных работников советских и кооперативных органов усилить помощь делу колхозного строительства и укрепить совхозы, превратив их на деле в образцовые крупные хозяйства социалистического типа при одновременном усилении их помощи крестьянскому хозяйству (организация в совхозах прокатных, агрономических пунктов, тракторных колонн и т. п.).

У съезда не было никаких сомнений, что надо проводить коллективизацию. Это было решение правящей партии, и Сталин, как член партии, был обязан выполнять ее решения. Конкретно же реализация программы коллективизации вначале велась под руководством Яковлева (Эпштейна) и директора Аграрного института Коммунистической академии, Крицмана.

Коллективизацию не выдумал Сталин, чтобы уничтожить русское крестьянство, или даже, как додумались некоторые, устроить геноцид русского народа. Просто диву даешься до чего в своих измышлениях дошли нынешние малограмотные либералы. Кстати, попробуйте на приведенном снимке делегатов XV съезда найти Сталина. Нашли? Нет! Вот вам и доказательство, что Сталин в то время в партии играл малозаметную роль.

(Продолжение следует)

[1] В ноябре 1929 года на пленуме ЦК ВКП было принято постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», в соответствии с которым решили направить в колхозы и МТС на постоянную работу 25 тысяч «передовых» городских рабочих для «руководства созданными колхозами и совхозами» .