Найти в Дзене
Лиа

Женщины-сторонники моды

Существует позитивный позитивный подход к взаимосвязи между модой и женщиной, радикально отличающийся от феминистской точки зрения. Так, в постмодернистской интерпретации, признающей распад индивидуальности, мода не имеет никакого отношения к процессу угнетения женщины. Например, Элизабет Уилсон весьма убедительно доказывает, что:

«денатурализуя индивидуальность человека», современная мода отрицает дихотомию «природа – культура». В наше время мода изменяет природу человеческого тела таким образом освобождает себя от всякого эссециализма. Женщины должны лишь приветствовать подобную точку зрения, поскольку эссенциалистские идеологи служили инструментом их притеснения. Мода часто играет с гендерными различиями и, играя, нарушает гендерные границы, меняя стереотипы и заставляя нас поверить в том, что женственность – это всего лишь маска (Wilson, 1994).

Используя моду в качестве инструмента, женщина отдаляется от природы и приближается к культуре. Акцент на внешней красоте н моде не противоречит феминизму до тех пор, пока служит источником власти женщины и контролируется ею самой. Трудности возникают, когда мужчины начинают контролировать этот процесс и лишают женщин самостоятельного выбора. Конфликт между модой и феминизмом до сих пор остается неразрешенным и требует дальнейшего глубокого изучения.

Мы должны отойти от узкого тендерного взгляда на моду, поскольку он ограничивает понимание моды как социологического явления. Необходимо поместить моду в гораздо более широкий контекст социальной системы и задаться вопросом, почему она существует в данной конкретной системе. Феминизация моды была связана с упадком европейской аристократии и одновременным ростом буржуазии – тенденцией, которая значительно усилилась благодаря Великой французской революции, хотя и возникла задолго до 1789 года (Hunt, 1996). В структурном преобразовании европейского общества особую роль сыграли протестантские ценности: упорный труд, умеренность, бережливость и важность личного финансового успеха (Weber, 1947). Возможно, различное отношение к одежде мужчин и женщин объясняется преимущественно желанием буржуазии продемонстрировать свою приверженность этим ценностям (Davis, 1992). Следовательно, чтобы проанализировать моду или моду в одежде как социологическую проблему, мы должны поместить ее в социальный контекст и исследовать в связи с социальными изменениями. Жиль Липовецки (Ljpovetsky, 1994) утверждает, что науке о моде нужны новый импульс и новые ракурсы, поскольку мода – в высшей степени невесомый, ускользающий и противоречивый объект. По той же причине мода может оказаться эффективным стимулом к теоретической дискуссии; если в социальном плане она не отличается серьезностью, то с точки зрения социологии уж точно лишена тривиальности. Мода – это результат различных факторов воздействия, которые в совокупности и определяют социальную структуру общества.