Найти в Дзене
Интересная История

Странная мода на исторических героев и одежду прошлых веков во времена Пушкина в России и мире.

Доходило до абсурда: обычных людей, какую-нибудь семью купцов 18-19 века, могли запросто изобразить не в традиционной повседневной для них одежде, в которой они ходили, а в древней, позапрошлых веков. Об этом упоминается в жзл
В 18-19 веках в России и во всем мире была очень популярна мода изображать своих современников в образах исторических героев и в исторической древней одежде.
Оглавление

В 18-19 веках в России и во всем мире была очень популярна мода изображать своих современников в образах исторических героев и в исторической древней одежде.

Доходило до абсурда: обычных людей, какую-нибудь семью купцов 18-19 века, могли запросто изобразить не в традиционной повседневной для них одежде, в которой они ходили, а в древней, позапрошлых веков. Об этом упоминается в жзл Кипренского.

Работа кисти Кипренского, художника 18-19 вв.

Портрет В.А. Перовского в испанском костюме 17-го века. 1809 год. Холст Масло, Ленинград. Русский музей
Портрет В.А. Перовского в испанском костюме 17-го века. 1809 год. Холст Масло, Ленинград. Русский музей

Сравним с этой работой:

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632. Взято с wikipedia.org
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632. Взято с wikipedia.org

На картинах Кипренского и Рембрандта подобные одежды, такие же смешные воротники, такие же мешковатые разрезанные рукава, как на портрете Кипренского.

Какие ещё примеры?

Ладно какие-то купцы! Но даже бюсты и портреты знаменитых личностей того времени, причём даже для публичных мест, изображали в образе древнегреческого философа или древнеримского знатного вельможи одетого в простыни или тунику с венком на голове за ушами и с какой-нибудь арфой в руках.

Так, например, изобразили владельца здания, в котором сейчас находится государственная ленинская библиотека, нотный отдел: Генерала Фельдмаршала Графа Румянцева-Задунайского.

Бюст Генерала Фельдмаршала Графа Румянцева Задунайского в ленинской библиотеке, нотный отдел.
Бюст Генерала Фельдмаршала Графа Румянцева Задунайского в ленинской библиотеке, нотный отдел.

Есть множество бюстов императоров России в старинных древнеримских и древнегреческих образах в древнеримских панцирях и украшениях. Например, император Александр Третий в образе древнеримского полководца с древнеримским панцирем на груди. Такой бюст стоит в академии художеств в Санкт-Петербурге.

Антокольский М. М.1843-1902 Александр 3. Бюст. 1880-е гг. Мрамор
Антокольский М. М.1843-1902 Александр 3. Бюст. 1880-е гг. Мрамор
Антокольский М. М.1843-1902 Александр 3. Бюст. 1880-е гг. Мрамор. Увеличенный фрагмент
Антокольский М. М.1843-1902 Александр 3. Бюст. 1880-е гг. Мрамор. Увеличенный фрагмент

Еще подобный бюст с императором в древней одежде и в древнегреческом стиле бюст Николая Первого там же:

Бьенеме Л. 1795-1878 Николай 1.1846. Мрамор
Бьенеме Л. 1795-1878 Николай 1.1846. Мрамор
Бьенеме Л. 1795-1878 Николай 1.1846. Мрамор Фрагмент
Бьенеме Л. 1795-1878 Николай 1.1846. Мрамор Фрагмент

В книги Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии» девушка начала 1800-х надевает старинный маскарадный наряд: древнееврейский тюрбан и платье, и так выходит к своим гостям и ведет светскую беседу. Причем это был обычный день и такой наряд не был связан с каким-то действием или событием, это было сделано просто для эпатажа и такие одеяния нормально воспринимаются окружающими. То есть в таких одеждах даже ходили в обычной жизни. Вот этот отрывок текста:

«В ту минуту появилась г-жа де Баржетон во всем блеске обдуманного наряда. На ней был древнееврейский тюрбан с пряжкой в восточном вкусе. Газовый шарф, сквозь который просвечивали камеи ожерелья, грациозно обвивал шею… Это театральное одеяние восхитило Люсьена…»

Кипренский. Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Кипренский. Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Более того, даже изображая в исторической живописи какие то события, явно не похожие на средневековую Европу, древний Рим, или Грецию – все равно весь рисунок и одежду стилизовали под средневековые работы Рафаэля и других итальянских художников эпохи Возрождения.

1805 Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле
1805 Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Если заменить шлемы на Древнеримские с гривой – то картину можно было запросто назвать на библейский мотив или на тему древнеримской и древнегреческой мифологии.

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле» 1830
Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле» 1830

Кстати, эти оба художника из Академии Художеств в Питере, которая существует с 1750-х годов. И все это время там было направление «историческая живопись».

Так же была мода на древнюю латынь. И на латыни писали даже в картинах с людьми, в которых присутствовал русский текст. Например, как в картине Бельского Алексея «Не вреди никакому животному и не озлобляй его». Обратите внимание антураж и одеяния очень древнегреческие или древнеримские. А теперь представим, что нарисовали подобную картину, но не стали там изображать перевод фразы с латыни на русский? Подобную картину без русского языка можно запросто спутать с тем периодом, когда на латыни реально писали.

Бельский Алексей «Не вреди никакому животному и не озлобляй его» Не позднее 1769 Холст, масло 101х124 Государственный Русский музей
Бельский Алексей «Не вреди никакому животному и не озлобляй его» Не позднее 1769 Холст, масло 101х124 Государственный Русский музей

Возражение почему мало примеров ?

Вы можете сказать, почему так мало примеров? Пару художников: Кипренский, Сазанов, Антоколский, еще парочка десятков художников и все. На это можно ответить, что если мы начнём рассматривать биографии художников с 1700-х годов до середины 1800-х то везде будет написано, что работ у этих художников сохранилось мало или не сохранилось вообще.

Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств. Живописных работ сохранилось очень мало.
…Портреты кисти Лосенко немногочисленны
Отрывок из книги ЖЗЛ Кипренского
Отрывок из книги ЖЗЛ Кипренского

И если бы все картины были установлены и найдены, то примеров изображения современников в древнегреческой римской или средневековой одежде я уверен было бы гораздо больше.