В 18-19 веках в России и во всем мире была очень популярна мода изображать своих современников в образах исторических героев и в исторической древней одежде.
Доходило до абсурда: обычных людей, какую-нибудь семью купцов 18-19 века, могли запросто изобразить не в традиционной повседневной для них одежде, в которой они ходили, а в древней, позапрошлых веков. Об этом упоминается в жзл Кипренского.
Работа кисти Кипренского, художника 18-19 вв.
Сравним с этой работой:
На картинах Кипренского и Рембрандта подобные одежды, такие же смешные воротники, такие же мешковатые разрезанные рукава, как на портрете Кипренского.
Какие ещё примеры?
Ладно какие-то купцы! Но даже бюсты и портреты знаменитых личностей того времени, причём даже для публичных мест, изображали в образе древнегреческого философа или древнеримского знатного вельможи одетого в простыни или тунику с венком на голове за ушами и с какой-нибудь арфой в руках.
Так, например, изобразили владельца здания, в котором сейчас находится государственная ленинская библиотека, нотный отдел: Генерала Фельдмаршала Графа Румянцева-Задунайского.
Есть множество бюстов императоров России в старинных древнеримских и древнегреческих образах в древнеримских панцирях и украшениях. Например, император Александр Третий в образе древнеримского полководца с древнеримским панцирем на груди. Такой бюст стоит в академии художеств в Санкт-Петербурге.
Еще подобный бюст с императором в древней одежде и в древнегреческом стиле бюст Николая Первого там же:
В книги Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии» девушка начала 1800-х надевает старинный маскарадный наряд: древнееврейский тюрбан и платье, и так выходит к своим гостям и ведет светскую беседу. Причем это был обычный день и такой наряд не был связан с каким-то действием или событием, это было сделано просто для эпатажа и такие одеяния нормально воспринимаются окружающими. То есть в таких одеждах даже ходили в обычной жизни. Вот этот отрывок текста:
«В ту минуту появилась г-жа де Баржетон во всем блеске обдуманного наряда. На ней был древнееврейский тюрбан с пряжкой в восточном вкусе. Газовый шарф, сквозь который просвечивали камеи ожерелья, грациозно обвивал шею… Это театральное одеяние восхитило Люсьена…»
Более того, даже изображая в исторической живописи какие то события, явно не похожие на средневековую Европу, древний Рим, или Грецию – все равно весь рисунок и одежду стилизовали под средневековые работы Рафаэля и других итальянских художников эпохи Возрождения.
Если заменить шлемы на Древнеримские с гривой – то картину можно было запросто назвать на библейский мотив или на тему древнеримской и древнегреческой мифологии.
Кстати, эти оба художника из Академии Художеств в Питере, которая существует с 1750-х годов. И все это время там было направление «историческая живопись».
Так же была мода на древнюю латынь. И на латыни писали даже в картинах с людьми, в которых присутствовал русский текст. Например, как в картине Бельского Алексея «Не вреди никакому животному и не озлобляй его». Обратите внимание антураж и одеяния очень древнегреческие или древнеримские. А теперь представим, что нарисовали подобную картину, но не стали там изображать перевод фразы с латыни на русский? Подобную картину без русского языка можно запросто спутать с тем периодом, когда на латыни реально писали.
Возражение почему мало примеров ?
Вы можете сказать, почему так мало примеров? Пару художников: Кипренский, Сазанов, Антоколский, еще парочка десятков художников и все. На это можно ответить, что если мы начнём рассматривать биографии художников с 1700-х годов до середины 1800-х то везде будет написано, что работ у этих художников сохранилось мало или не сохранилось вообще.
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств. Живописных работ сохранилось очень мало.
…Портреты кисти Лосенко немногочисленны…
И если бы все картины были установлены и найдены, то примеров изображения современников в древнегреческой римской или средневековой одежде я уверен было бы гораздо больше.