При переводе обычно возникает масса вариантов: дело, судьба, история, случай Чарльза Декстера Варда.
У Говарда Лавкрафта есть куча маленьких произведений, новелл, да и то, после его кончины в довольно молодом возрасте, за него многое дописал и дополнил его друг (подобно Байрону и Полидори). Есть, конечно же, "Зов Ктулху", но среди его произведений есть самобытное и фундаментальное. Очень аутентичное произведение, довольно объемное - для автора коротких новелл. Это "История Чарльза Десктера Варда".
Этот мистическая повесть с элементами детектива и ужасов, очень повлияла на писателей современности, не говоря уже о введенном Говардом Культом Ктулху. В частности, в произведении Брайана Ламли (четвертый том истории о Некроскопе), позаимствована у Лавкрафта схема воскрешения великих людей из праха. Еще вспоминается рассказ "Герберт Уэст - Воскреситель мертвых", по которому сняли фильм ужасов "Реаниматор" (по крайней мере, первая часть, почти дословная экранизация). Но вернемся к нашему рассказу о Чарльзе Декстере Варде.
Само построения имени и фамилии главного героя (хотя большую часть рассказанного берёт на себя еще один персонаж, без которого всего написанного не было бы) дает нам понять, что перед нами предстает исследователь от науки (Чарльз, почти Дарвин), которому интересно прошлое и связь его с настоящим, значение фамилии Декстер — маленький, безобидный, веселый, а Вард значит хранитель, оберег, знак защиты. Таким образом, перед нами исследователь, пользующийся научными методами обработки информации, молодой и безобидный человек, хранитель знаний. Так и есть, все это легко находится в книге. Мотивы юного исследователя благородны — узнать о своем, почти мифическом предке как можно больше, тем более, выясняется, что судя по найденному портрету, предок его имеют с ним самим почти дьявольское сходство .
Не буду раскрывать интригу, скажу только, что произвола мистическая связь между Вардом и его предком, таинственным и знаменитым чернокнижником и алхимиком Джозефом Карвеном. Найдя его потрет, Вард загорается узнать о жизни так похожего на него предка и начинает свои изыскания. Потом он находит способ даже поговорить с Карвеном лично, но для этого необходимы методы алхимии того времени… Что из этого получилось, лучше читать самим. Очень интересная книга, начиная от рассказа о родном Провиденсе, его быте и собственно, медленного и неспешного срывания покровов с жизни и смерти Джозефа Карвена, который и является, по сути, главным действующим лицом повести.
Система воскрешения из праха великих людей с последующей добычи знаний для того времени было верхом гениальности. Поискал в архивах, нашел место захоронения, достал прах, например, Аристотеля или Архимеда, выкопал, воскресил с помощью специального заклинания, немного побеседовал, в случае необходимости, попытал жертву изысканий. И вот, вызванный поведает свои секреты, может указать местопребывание книги или клада. Потом развоплощение - и хранение ценного ученого или политика, в специальном кувшине с биркой, для дальнейшего использования. Вот таким способом колдуны собирали свою коллекцию как ученых, так и созданных монстров, а прахом активно обменивались — мол, я тебе Сократа, ты мне, например, Нострадамуса. И Джозеф Карвен был не единственным алхимиком, который этим занимался, просто попался вовремя на глаза добрым людям, хотя старался проводить свои изыскания в тени. И его личная трагедия оказалась в том, что его застали врасплох, и он погиб, по сути, не от руки нападавших, а по вине одной из сущностный, призванных в приступе отчаяния.
Порой читатель уже четко догадывается о происходящем, но другие персонажи по-книжному разыгрывают неведение в элементарных, казалось бы, вещах - старый прием, но он действует. Хочется крикнуть: да нет, на самом деле тут...!
Начало интригует; нам по сути рассказывают о последних декорациях разыгравшейся драмы, и мы не знаем подоплёку всего - и мы уже заинтересованы. Далее следует довольно неспешная и вводная первая глава, а далее всё закручивается и становится интереснее. Причем, о Карвене мы закономерно узнаем больше чем о стандартом, в общем-то, пытливом Варде.
Крайне увлекательный знаковый рассказ, на редкость детальный и масштабный, и как водится у Лавкрафта – про замкнутую жизнь маленького городка. Сам писатель прожил в таком местечке очень долго — это чувствуется во многих его рассказах; про замкнутость и затхлость таких мест, с естественных в таких случаях застое развития, кровосмешении и порождениями таких браков. Городок как микромир, со своими скелетами в шкафу, как добрыми, так и позорными. Дело Карвена — позор города, но и его тайная ликвидация, по сути, дело благородное, также пришлось похоронить во времени. И все же любопытный юноша на свою беду их раскопал.
И лечащий доктор семьи Вардов Вайлетт (Виллетт) ставит точку в затянувшейся драме, низвергая зло обратно в ничто (построение заклинания отсылает нас к Йог`Сототу). Очень печальная повесть, жалко даже неоднозначного мрачного Джозефа Карвена; несмотря на его сомнительные методы, страстно стремившегося к величию, и, по сути, просто бывшего фанатичным исследователем Истин любой ценой. И чем больше он узнавал о тайнах Бездны, тем потом больше погружался в бездну отчаяния. Так что перед нами две трагедии — Чарльза Декстера Варда и его предка Джозефа Карвена: оба исследовали, стремились каждый к своей цели, но оба получили не то, чего хотели.
Мне это довольно большое и развернутое произведение Лавкрафта понравилось больше всего; обычно же он был “малоформатистом”, умудряясь впихнуть всю суть в маленький рассказ, не раскрыв лишнего, отчего потерялась бы интрига. Легкая недосказанность, обрыв на самом интересном месте вносили в Лавкрафтовские рассказы тот элемент мистики и непонятного, неизведанного. А тут так порадовал; много информации, исследований, переживаний, мистики и алхимии. Нас писатель считает умными, мы сразу догадываемся, что значат все эти странности, но туповатые и простые персонажи не могут сопоставить и поверить в мистическое-непонятное, что происходило с Декстером Вардом. И сторонний вроде бы персонаж, человек науки, увидев всё своими глазами, не до конца еще понимая, что увидел, делает правильные выводы и заканчивает дело. Это сильно.
И хотя судьба Чарльза Декстера Варда сложилась иначе, древнее зло тоже получило справедливое возмездие. Как и все произведения Лавкрафта, этот рассказ полон печали, тайны, мистики и стремления постичь нечто неведомое. Но это одновременно и предостережение — в глубине веков предки зачастую делали такие вещи, что лучше не знать об их деяниях. Так что, перед тем как раскопать что-либо о своем прошлом, будьте готовы к последствиям, узнав правду, возможно, она вам не понравится.
Например, в фильме “Правила съема: метод Хитча” (2005) герой Уилла Смита, пытаясь произвести впечатление на свою новую девушку, приводит ее в музей и с гордостью показывает фотографию её дедушки – как он в числе прочих поселенцев сходит с парохода на землю Америки. Но эффект был прямо противоположным: вместо гордости за дедушку, женщина расплакалась – дедушка-то был маньяк, по прозвищу "Мясник" - и был позором семьи…
Вот так и получается – некогда живший, например, достойный джентльмен-предок, а если покопаться в истории - окажется что он был, мягко говоря, весьма неприятным типом. Хотя порой вероятно и обратное – того, кого считали ренегатом, оказывался героем-мучеником.
Пожалуй, это самое любопытное, и на удивление для Лавкрафта-малоформатиста, большое произведение: мистическое, емкое и детальное. Что интересно, сам Говард Лавкрафт написал первый вариант и относился к нему как к "скрипучему куску антиквариата" - написание большого объема его явно утомило. Он не торопился доделать написанное, и в результате произведение вышло после смерти автора, немного допиленное. Также критики сходились во мнении, что несмотря на некоторые велеречивые и скучные землеописания, описания городка и прочего - в книге содержится ряд уникальных, попросту гениальных и интересных идей, также она написана резко и жестко - и является одним из лучших работ Говарда. Как вариант "Герберт Уэст -Воскреситель мертвых", был куда короче, разбит на части - но был написан автором не менее жестким стилем.
Само по себе даже это произведение отличается от его работ - обычно у него пугалами выступали разные тайные силы и монстры, но тут всё проще, но не менее интересно - древний алхимик, который и сам не прочь манипулировать созданными тварями и призвать чуть ли не Древних богов. Любопытна логичная черта "шифроваться" среди людей (так обычно делали вампиры, например, в том же цикле Некроскоп): со временем уезжать - и потом возвращаться, меняя внешность и выдавая себя за родственника "умершего".
Но видимо, Джозеф Карвен слишком расслабился в Провиденсе, и прозависал там слишком долго - его коллеги-чернокнижники в своих письмах уже предупреждали его об этом. Прошло почти 50 лет, потом ещё 50 - а Джозеф как огурчик. Тут-то умы города и начали что-то подозревать... Да и делишки его (отголоски экспериментов и тайные перевозки рабов для них) стали мозолить глаза. А ведь для лучшего "врастания" в быт города, он взял в жены дочку одного важного человека - и в этом есть судьба, потому что обиженный бывший жених её стал копать под самого Карвера. В общем, Джозеф Карвен погорел дважды: из-за своей неосторожности и самомнения - в первый раз, по иронии судьбы, Карвен видимо стал жертвой своих же призванных тёмных сил. Но отчасти мне понравился этот харизматичный, мудрый, но беспринципный колдун. Эффект тот же, что и у "Дракулы" Брэма Стокера: молодой человек из книги блекл, по сравнению с главным носителем зла, и лишь оттеняет его. По-моему, это самый неоднозначный и интересный злодей - как у Лавкрафта, так и книжного жанра "ужастиков" вообще. Но везде, как бы не был могущественен враг, более слабые люди, смекалкой и верой побеждают древнее и самонадеянное закостенелое зло.
Вообще в книге двойная мораль: человек со временем перестает им быть, теряет человечность - если закапывается в Тайные сферы и готов душу продать за них; а вторая - потомки, не копайте глубоко, пытаясь узнать истину - она может быть опасной и закономерно справедливо похороненной в глубине веков. Нечто общее связывало обеих этих людей (Варда и Карвена) - а именно пытливость, стремление к поиску неведомого, и изрядное упорство в достижении целей - и оба до конца стремились к осуществлению задуманного. Интересная связка, всё же не будь Чарльз так одержим поисками предка, этой истории бы не было.
Хотя Карвен видимо специально расставил ловушку, наложил заклятье, в сильной надежде, что предок его откопает и воскресит - что и случилось; так что Декстер и так и так был обречен.
Пару раз это произведение пытались экранизировать, но чуток меняли концепцию, отчего фильмы получались сильно по-мотивам. Как по мне, история самодостаточна и тянет на минимум на мини-сериал (параллельное повествование о делах Карвена, и более позднего Варда)...
Существует игра Haunted Hotel 4: Charles Dexter Ward.
Также мне в руки попалась игра по поиску предметов - Dark Mysteries: The Soul Keeper (Таинственные истории: Похититель душ). И я думал, играя - это же нечто знакомое! Но концепция все же чуть переделана: мы преследуем вместе с молодым Декстером Вардом ожившего Джозефа Карвена, но тот уже не совсем чистый колдун, а классический почти вампир, по крайней мере энергетический, высасывающий жизнь\душу из людей - и мы идем по его следу, находя зацепки, используя предметы и взаимодействуя с окружающей обстановкой.
У нас есть возможность обратить его в прах, (в конце игры), низвергнуть в ничто - и уплыть на борту судна - в начале игры мы также приплываем на причал на баркасе. Немного не то, но в целом зачётно - и мне понравилось больше.
Также есть аудиовариант "Истории Декстера" - начитывал Булдаков, но не тот, а Олег. Неплохо вышло, разве что за Карвена надо было подбавить его знаменитого гулкого баса, на не простую речь.
Помните поучительную историю Чарльза Декстера Варда, попавшего в ловушку во времени, оставленную его предком Джозефом Карвеном...