#Интенсивное родительство — это модель родительского поведения, при которой все ресурсы матери вкладываются в развитие ребенка, это относительно новый термин, введенный социологом Ш. Хейз.
В рамках исследований Игнасио Гименес-Надаль и Альмудена Севилья изучалось влияние материнских действий, направленных на воспитание ребенка, на самочувствие самих матерей, а также прослеживается связь оценки самочувствия матери с уровнем ее образования.
Авторы выяснили, что родители с более высоким уровнем образования обладают более низкими показателями ощущения счастья и удовлетворенности жизнью и браком, чем родители с более низким уровнем образования. Также у матерей в модели интенсивного родительства был диагностирован высокий уровень утомляемости.
По мнению Н. Хеннум, менее образованные матери реже используют модель интенсивного родительства и реже обращаются к специалистам различного профиля за профессиональной помощью, по сравнению с родителями с более высоким уровнем образования.
В работах Миллера отмечается, что время досуга, проводимое более образованными матерями совместно с детьми, в последние годы увеличилось по сравнению с прошедшими десятилетиями. При этом более образованные женщины все чаще испытывают чувство вины по поводу недостаточного внимания к своим детям, хотя в реальности они посвящают практически все свое время ребенку.
По словам Шэрон Хейз, вся сложность предъявляемых обществом требований к родительству ощущается именно матерями, которые одновременно и работают, и занимаются воспитанием ребенка/детей.
В данном случае происходит следующее:
Роль женщины в качестве заботливой, принимающей, эмпатичной и жертвенной матери совершенно не совпадает на практике с преобладающей ролью на работе, где матерям приходится быть жесткой, конкурентоспособной и амбициозной. Проблема состоит в том, что работающие матери не успевают переключаться с одной роли на другую.
В настоящее время критики модели интенсивного родительства ставят вопрос о том, есть ли смысл и необходимость в максимальных вкладах всех своих ресурсов современными матерями в развитие своего ребенка.
Исследователи Западного Университета Сидней относят ориентацию на знания специалистов о воспитании и развитии ребенка к важнейшим характеристикам матерей в модели интенсивного родительства.
Ключевым моментом в анализе феномена зависимости матерей от мнения специалистов является следующее:
Родителям приходится овладевать достаточно сложно структурированными навыками на основе знаний и исследований, данные которых им преподносят эксперты и специалисты различного профиля.
Такими специалистами часто выступают детские психологи, перинатальные психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, консультанты по лактации, консультанты по детскому сну и другие.
Таким образом, перед родителями стоит дополнительная задача:
Освоить знания, напрямую не связанные с их ролью и деятельностью. При этом у родителей есть возможность принимать взвешенные решения на основе научной и достоверной информации.
В данном случае установку внутренней позиции родителя в модели интенсивного родительства обозначают как « #научное родительство » (scientificparenting).
В литературе все чаще встречается понятие «HisMajestyTheBaby» (« #Его Величество Ребенок ») что характеризует детоцентрическую позицию многих семей в настоящее время, в том числе семей, практикующих интенсивное родительство.
Также стоит отметить тот факт, что отцы стали все чаще придерживаться той же родительской позиции, что и матери в модели интенсивного родительства.
Характеристика интенсивного родительства Матери, использующие модель интенсивного родительства, предпочитают мягкие методы воспитания, сопряженные с большими финансовыми и эмоциональными затратами; при этом они склонны к эмоциональному выгоранию, в ходе которого все чаще при-бегают к негативным реакциям на детей.
В исследованиях Робинсон у респонденток (матери США), следующих модели интенсивного материнства, были диагностированы тревожно-депрессивные расстройства и неврозы, кроме того, были упоминания о кошмарных сновидениях.
Зависимость от экспертного мнения, сопровождающая матерей в модели интенсивного родительства, может также быть вызвана отсутствием четких правил и предписаний в обществе относительно воспитания детей в целом: родителям необходимо из множества различных источников информации (часто при отсутствии личного опыта взаимодействия с ребенком до появления собственного) выбрать наиболее адекватные, соответствующие их взглядам.
Часто родителям приходится использовать сопровождение специалистов даже еще до рождения ребенка — например, при планировании пополнения в семье, работе с проблемой бесплодия, в ситуациях ЭКО, во время беременности и подготовки к родам.
При этом матерям с более высоким уровнем образования гораздо легче ориентироваться в сфере научной информации, равно как и опираться на мнение специалистов, так как уровень доверия к экспертному мнению у них выше, чем у матерей с более низким уровнем образования.
Но даже опора на мнения экспертов и специалистов в различных областях детского здоровья и развития не гарантирует матери полного избавления от стресса. Например, в работах Дален, Фаулер и Шмид описан тот факт, что матери, следующие модели интенсивного родительства, испытывают огромное давление со стороны социума.
Психологическое напряжение, с которым матери сталкиваются каждый день, авторы связывают с недостатком сна и конфронтацией между ориентацией на ребенка в самой модели интенсивного родительства и стремлением к самореализации, что в целом является столкновением конкурирующих потребностей личности родителя.
Психологические характеристики матерей в модели интенсивного родительства
1. Утомляемость
по результатам исследований Дален, Фаулер и Шмид, у матерей, следующих модели интенсивного родительства, выявляются высокие показатели усталости и стресса, что ведет к эмоциональному выгоранию.
2. Тревожность
по мнению Дэвис, в модели интенсивного родительства, как матери, так и отцы, более склонны к тревожным расстройствам, причем спектр тем, о которых родители склонны тревожиться, крайне широк — от грудного вскармливания и детского сна до образования ребенка и его карьеры в будущем. Также стоит отметить, что Робинсон также указывает на склонность матерей к тревожно-депрессивным расстройствам и неврозам.
3. Детоцентрированность
Многие авторы указывают и на то, что родители, относящие себя к интенсивному родительству, склонны ставить ребенка и его интересы во главе иерархии своих ценностей и соответственно распределять свои ресурсы (финансовые, временные, эмоциональные) именно таким образом, чтобы основная их часть тратилась на ребенка.
4. Низкая самооценка и склонность к самокритике
Современные матери склонны стремиться к реализации себя абсолютно во всех сферах (карьера, семья, брак, ведение домашнего быта, саморазвитие), что, очевидно, подразумевает высокие требования к себе.
Поскольку матерям в реальности не удается реализовать себя во всех сферах, они часто испытывают недовольство собой, что входит в конфликт с понятием «goodenoughmother» Д.В. Винникотта, которое подразумевает нормальность «неидеальности» матери, по определению, и ее право на ошибки.
Главный вопрос - насколько влияют сложные отношения современных матерей с их собственными родителями на их уровень принятия себя в роли матери?
5. Зависимость от экспертного мнения
Спектр тем, в которых родители часто советуются со специалистами, довольно широк. Многие проблемы связаны с физиологией и телом ребенка: вскармливание; прикорм; дальнейшее питание; гигиена; высаживание; приучение к горшку; привычки, часто считающиеся вредными; заболевания; закаливание и др..
Далее у родителей нередко появляются вопросы о нормах и отклонениях от нормы в плане психического и физического здоровья ребенка.
Также немаловажным считается налаживание взаимоотношений между членами семьи, анализ возможностей выстраивания границ и поиск адекватных способов наказания детей, решение вопросов, связанных со сном ребенка.
Родители также крайне трепетно подходят к выбору детского сада, школы, секций и кружков.
6. Высокий уровень образования
В исследованиях Гименез-Надаль и Севилья отмечается, что матери, придерживающиеся линии интенсивного родительства, обладают высоким уровнем образования.
_______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Стили родительского воспитания и их влияние на отношения с детьми
Влияние родителей на развитие личности ребенка
Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии
Способности ребенка: как их понять?
Влияние отца на личность ребенка
Адаптация ребенка в замещающей семье
Разница между воспитанием и требованием непременного послушания
Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?
Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос
Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?
Как выявить творческий потенциал подростка?
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.