Сегодня про игру, которую я прошёл уже некоторое время тому назад, но какое-то окончательное мнение и нужные слова подобрались сравнительно недавно. Речь о Disco Elysium, главной RPG прошлого года, обладательнице кучи наград и среднего балла в 91 процент на metacritic.
По механике это ролевая игра, где все действия с миром происходят в основном через диалоговый интерфейс. Это означает, что и проверки навыков, в том числе и боевых, происходят через диалоги, что превращает игру в занимательную книжку с движущимися картинками. При этом нужно иметь в виду, что все, что касается веток развития персонажа, навыков, классов - вот это всё работает и-де-аль-но. Проходить игру можно несколькими равнозначными способами, в зависимости от того, что персонаж вкачал. И выбор этого прохождения - он абсолютно в каждом диалоге. По факту, это чуть ли не единственная ролевая игра, которая действительно на сто процентов позволяет отыгрывать роль. Это всё при том, что как таковой боевой системы в игре нет, и диалоги не получится оценить без достаточного знания английского (рекомендуется что-то типа intermediate уровня).
Теперь про сюжет. Здесь он очень взрослый, именно в том плане, что он про фундаментальные идеологические пласты - коммунизм, революции, застарелые обиды, корпоративную культуру, отношения между людьми, которые подходят к ним с позиции опыта, а не наивного юношеского восторга. Эта игра не про эпичность - она про бытовуху. И это одновременно и её плюс, и минус. Сюжет как будто оканчивается по принципу "ну вот сейчас просто расскажем вам концовку и всё", сама концовка будничная, но слишком резкая, что ёё портит. Происходящее в игре не погружает ни в какой волшебный мир, вся эта история могла бы происходить у вас за окном. И кому-то такое очень понравится, а кому-то наоборот, сложно будет принять такую эстетику. Но те, кто любят хорошую ролевую и диалоговую системы, интересных персонажей, уместный юмор, ноту безумия в повествовании и в целом истории "про жизнь", получат от Disco Elysium большое удовольствие. 9/10