Дуэль как форма выяснения отношений и способ призвать обидчика к ответу за оскорбление появилась около XIV века в Италии. Именно там у молодых дворян-горожан вошло в обычай превращать конфликт в повод для поединка.
Цель дуэли - получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. Оскорбленный дерется, чтобы получить удовлетворение; оскорбитель - чтобы дать удовлетворение.
Каждый из противников должен выбрать себе секунданта, которые обязаны приложить все старания к тому, чтобы уладить дело мирным путем без ущерба для чести какой-либо из сторон.
Если секунданты окончательно убедились, что дело не может кончиться мирно, они объявляют вид оружия согласно выбору оскорбленного.
В то время, когда дуэли были особенно распространены, дуэльных кодексов не существовало, из-за чего правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы, в частности:
- Дуэль может и должна происходить только между равными.
- Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
- Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
- Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
- Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
- Поэтому дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
- При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.
- При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.
- Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
- Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.
— В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912.