Найти тему
Книжич

«Сто лет вперед» & «Гостья из будущего»: как Коля Герасимов из сорвиголовы стал пай-мальчиком

Алиса Селёзнева
Алиса Селёзнева

Вряд ли ошибусь, сказав, что фильм «Гостья из будущего» видел каждый первый ребёнок поколений 70–80 годов. По крайней мере, точно знает кто такая Алиса Селезнёва и что такое миелофон.

Вот с книгой знакомо поменьше людей — в детстве не стали читать из-за просмотренного фильма, а потом... повзрослели.

И зря: книга даёт совсем другое настроение. «Гостья из будущего» — вызывает ностальгию, заставляя мечтать о будущем и хандрить об утраченных возможностях. К тому же, если не брать в расчёт постоянно превращающихся пиратов и говорящего козла, его хоть и натяжкой, можно назвать фантастическим.

«Сто лет вперёд» стопроцентная сказка. Булычев не был бы собой, если бы не вписал в книгу всех своих безумных «босхиальных» персонажей: космического археолога профессора Рррр — похожего на светло-зелёного котёнка с сиреневым глазом посреди лба; доцента Спуси-ва-пус-ва-пас-ва-пос — смахивающего на двухметровый аквариум на трёх ногах с сидящей внутри небольшой синей лошадью; доктора Команьян с планеты Кроманьян — на садовую лейку с руками и ногами… Со всеми этими героями Коля общается в будущем.

Так выглядит профессор Рррр
Так выглядит профессор Рррр

Кстати, в книге Коля тот ещё поганец. Задница прямо-таки просит ремня😏 В фильме он ведёт себя как пай-мальчик: постоянно напоминает Фиме, что вышел за кефиром и торопится домой. Это шкодливый Королёв подбивает его на слежку за Полиной. Но книжном варианте он «вляпывается» в приключения добровольно и самостоятельно. Больше того, проникает на почтовый корабль, следующий на Марс, и несмотря на постоянные мысли о кефире и родителях, намерен туда улететь. Мешает этому чистая случайность. Да и героических мотивов в поступках Коли нет. Совсем. В фильме он ведёт себя осмысленно, а в книге стягивает у пиратов миелофон на импульсе и пока суд да дело, успевает научиться им пользоваться.

Но давайте по порядку: в чём сходство «Гостьи из будущего» и «Ста лет вперёд»? Если коротко — Алиса, Коля, миелофон, пираты. Ну и несколько диалогов, перекочевавших в фильм с незначительными изменениями.

А теперь отличия:

— В книге нет ни Полины, ни робота Вертера. Сотрудника института времени, из-за болезни которого заварилась вся эта каша, зовут Николай Николаевич и он сосед Коли. Машина времени находится не в подвале заброшенного дома, а в его квартире. Коля попал туда потому, что сосед тяжело заболел, его забрала скорая и перед отъездом в больницу он увидел на лестнице идущего за кефиром мальчика. Николай Николаевич передал Коле ключи, попросив отдать их на хранение родителям. А тот решил немножко полазить по чужой квартире...

Говорю же — шкодный пацан.

— В книге нет говорящего козла, который рассказал Алисе про Колю, 6-й Б и 26 школу. Всё это Коля нацарапал на лавочке в Космозоо. Алиса же, обладающая дедукцией Шерлока Холмса, мигом сообразила: испортить госимущество способен только дремучий пришелец из прошлого. И она бросилась в институт времени.

Изначально пираты не собирались красть миелофон. Они рассчитывали попасть в корабль идущий на Плутон, т. к. там добывают золото. Но произошла накладка, и они попали на почтовик, следующий на Марс. Где прятался и Коля, Их обнаружили и высадили. Коля только поэтому и сбежал с корабля — выпроводив двух «зайцев», пилот сказал, нужно перед отлётом проверить каждый закуток. Испугался. После этого и Коля, и пираты долго гуляли по городу, забрели в Космозоо, повстречали Алису с миелофоном, подслушали её разговор с отцом и узнали, какая это крутая вещь.

Алиса и миелофон
Алиса и миелофон

Хотя в фильме способность превращаться в других людей имеют оба бандита, изначально, она есть только у Крыса. Весельчак У другой расы. Из-за этого нюанса, можно заметить, что в фильме Крыс трансформируется при любом удобном случае, а Весельчак У — «по настроению». Всё потому, что некоторые фрагменты из книги почти неизменными перенесли в фильм. (Появление в больнице у Алисы, общение с Колей Садовским и Милой Руткевич возле школы). Но раз в фильме Весельчака одарили метаморфностью, согласитесь, было бы логичнее, если бы он принял облик Алисыного папы. Которого пираты видели в Космопорте.

— В книге Алиса бежит из больницы одна, без Грибковой. Юлю тогда уже выписали — она оставила Алисе адрес, а сама уговорила маму и бабушку, чтобы те пригласили подругу в гости. Алису собирались забрать легально, безо всяких забегов в пижаме, но на следующий день в больницу снова пришли пираты, и она испугалась.

Как вы поняли, «Сто лет вперёд» очень сильно отличается от «Гостьи из будущего». Я перечислила только существенные моменты, но если упоминать все, статья увеличится раза в три, а то и больше.

Выиграл или нет фильм от такой коррекции? Не знаю. Местами стал логичнее, а местами наоборот. А ещё, из-за многочисленных вырезок и вставок, некоторые фрагменты утратили первоначальное значение.

Помните разговор Коли Садовского с трусливым ипохондриком, запуганным Крысом? Если нет, посмотрите — воспроизведение начнется с нужного времени:

В фильме это просто забавный наезд — Коля Садовский тот ещё болтун и выдумщик. Но в книге это намёк на «большие и толстые» обстоятельства.

— Скажите, вы будете Наполеон Бонапарт?
— Что? — спросил Пётр Ишутин. — Что такое? Какой Наполеон?..
А в его голове неслись мысли, которые отлично слышала Алиса:
«Наверно, намекает. Тот тоже был под Наполеона одет. Только ничем себя не выдать… Вот попал меж двух огней! И от этих пощады не будет и от тех… В милицию, что ли, бежать… Но что я скажу в милиции?»
— Если вы Наполеон, — сказал Садовский, который был величайшим мастером говорить чепуху с серьёзным видом, — значит, вас в любой момент могут подстрелить. Разве вы не знаете, что сезон охоты на Наполеонов уже открыт? А ваша шкура будет замечательным украшением моей гостиной. Разрешите пощупать? А рога вы забыли дома?
(Дальше есть и про тигра)

Всё дело в том, что… пираты работали! Да-да. Они, конечно, могли «наколдовывать» деньги, но стоило им отойти на пару шагов как те растворялись в воздухе. Однажды они сидели в сквере, где снимали фильм. Один актёр, игравший Наполеона, сослался на мигрень и ушёл со съёмок. Пока режиссёр стенал и выкрикивал: «Полцарства за Наполеона!», Крыс быстро продублировал облик одетого по киношному «дезертира» и предложил свои услуги. Его приняли и он стал подменять всех актёров, решивших устроить незапланированный выходной. Неспособный перевоплощаться Весельчак У таскал декорации.

Облик Наполеона так глянулся Крысу, что позже он использовал его ещё несколько раз — когда искал Алису, и позже, гоняясь за Колей.

Согласитесь, в таком контексте болтовня Садовского приобретает совсем другой оттенок!

Короче говоря — книга это нечто. Она не вызывает ностальгии, но настроение поднимает до ста балльной отметки. Я бы даже порекомендовала вам её прочитать, но после этого обзора, немногие захотят это сделать😜

P.S. Ах да! Чуть не забыла! Все герои как герои, а Коля почему-то сменил фамилию: в книге он Наумов, а в фильме почему-то стал Герасимовым…

Эту заметку подготовила Валькирия.
Да будет ваш бой триумфальным!✋
-4