Я решил поделиться с вами своей историей двух лет охоты на кельтское золото.
Поскольку я живу на северо-западе Англии, где кельтские находки - редкость, в своих поисках мне приходится ездить на дальние расстояния. У меня есть дом на колесах, поэтому я могу позволить себе уезжать далеко в поля и оставаться там продолжительное время. Я планировал посетить множество мест по всей стране, но для начала надо было разобраться с моим новым, мощным, но не самым простым в эксплуатации Minelab CTX 3030, который не так давно мне посчастливилось приобрести с рук по сходной цене. Я давно подбирал более устойчивый к погоде прибор, поскольку часто копал в дождливых и пасмурных регионах, и остановил свой выбор на Minelab CTX 3030.
Сначала я никак не мог разобраться с настройками, однако, спустя пару недель просмотров видео, чтения форумов и проб на разных целях, все стало обретать смысл. Мне посчастливилось найти золотой соверен и золотую брошь, но их сигналы для меня не были очевидны. В этот момент я осознал, что поиск кельтского золота будет непростым. Привыкая к звуковым сигналам нового детектора, я постепенно увеличивал чувствительность до максимума и уменьшал дискриминацию железа до минимума. Благодаря этому прибор находил больше целей из цветных металлов.
Меня поразило, сколько всего я не замечал ранее. Крохотные серебряные монетки, древнеримские монеты в плохой сохранности, англо-саксонские серебряные монеты и предметы сложной формы, которые при стандартных настройках дискриминации просто не дали бы сигнала. При работе на настройках с максимальной чувствительностью требуется время, чтобы привыкнуть к фоновому шуму и небольшим помехам, однако вскоре настоящие сигналы становится хорошо слышно, а шум просто перестаешь замечать.
Я больше обращаю внимания на звуковые сигналы, чем на информацию на дисплее детектора. Да, индикация на дисплее отлично идентифицирует четкий сигнал, но сигналы многих серебряных монет можно только услышать, они не распознаются визуально.
Я получил разрешение на поиск на Северных Островах Шотландии, где, предположительно, можно было найти украшения железного века. Я знал, что кельтские племена не селились так далеко на севере, но археологические раскопки там обнаруживали реликвии конца железного века и ранние древнеримские реликвии. К сожалению, недельные поиски в Шотландии не были удачны, и я отправился далеко на юго-восток Англии, где ранее обнаруживались кельтские находки, а также имеются упоминания о поселениях кельтов в тех местах.
После нескольких дней поиска мне посчастливилось найти древнеримские реликвии и монеты, а затем, к моему восхищению, я нашел серебряную кельтскую монету - слегка поврежденный кельтский юнит племени Кориелтаувов, так называемый тип «Южный Ферриби». Я знал, что нахожусь на правильном пути, но на тот момент золота кельтов мне найти не посчастливилось.
К тому времени мне пришлось оставить поиск в полях, так как начался посевной сезон. Вскоре я нашел информацию об одном поле, поиски на котором с высокой вероятностью могли увенчаться успехом, однако его владелец не разрешал никому поиск с металлодетектором на его собственности. Впрочем, мне повезло встретиться с землевладельцем на одном мероприятии, мы познакомились и разговорились. В результате, ко всеобщему удивлению, он пригласил меня на свое поле и разрешил провести там поиски после уборки урожая.
Следующие полгода прошли в нетерпеливом ожидании. Сразу же после жатвы я вернулся на поле, которое было хоть и вспахано, но не проборонено, что существенно усложняло поиск. Две недели я провел, копая рыхлый, комковатый грунт, нашел много древнеримских и средневековых монет, но, к сожалению, ни одной кельтской. Однако, в последний день нашелся небольшой серебряный кельтский юнит племени Кориелтаувов, тип «Южный Ферриби», с изображением кабана.
Я вернулся домой в смятении. С одной стороны, большая удача - найти кельтское серебро, но я был и несколько расстроен, ведь золота так и не попалось. Я думал, что теперь мои поиски опять отложатся до следующего сезона, но вскоре после возвращения мне позвонил владелец земли. Он сказал, что проборонил поле и у меня есть еще неделя на поиски перед посевом озимых. Я вновь погрузил вещи в фургон и во второй раз отправился на юг. Поиск в таких условиях давался гораздо проще, и моя коллекция древнеримских и средневековых реликвий каждый день пополнялась. Я отказывался верить в то, что на этом поле совсем нет кельтского золота.
Пришла пора собираться домой и отмечать свой день рождения, но землевладелец убедил меня остаться еще на денек и пригласил вместе с его друзьями в паб на пару кружек пива. Я был польщен приглашением и остался. На следующий день я не смог удержаться от еще одной, самой последней попытки поймать удачу, и вышел в поле.
Я начал с угла восьмидесятиакрового поля, решив пересечь его по диагонали. Всего одна полоса заняла полдня, но мою решимость продолжать подстегнула свежая находка - серебряные полпенса времен короля Эдуарда VII. Во время одного из перерывов, сидя на краю поля и жуя бутерброды, я думал: «Это мой последний шанс после восемнадцати дней поиска здесь». К концу дня мой энтузиазм стремительно убывал, так как мне попадались лишь пуговицы и мусор. Затем всего в девяти метрах от края поля я поймал сигнал, который звучал, как все остальные сигналы от осколков свинца. Вначале я решил было проигнорировать его, но любопытство взяло верх. На глубине тридцати сантиметров мой пинпойнтер просигналил о том, что находка рядом. Я копнул еще немного, и в комке бурой почвы увидел проблеск золота.
Сначала я подумал, что это позолоченная пуговица, хотя в глубине души и надеялся на лучшее. Взяв предмет в руки, я не стал стирать с него грунт. Я перевернул артефакт, который оказался монетой, и увидел отчеканенное изображение коня, часто связываемое с кельтскими монетами. Тогда я понял, что моя мечта исполнилась.
Казалось, мое дыхание остановилось, а голова начала кружиться. Я заставил себя сделать глубокий вдох, чтобы выйти из состояния оцепенения. Два года прошло с тех пор, как я начал поиски, и, наконец, мои усилия были вознаграждены!
Я принес монету в фургон и аккуратно отмыл ее от земли, а затем сфотографировал со всех сторон и отправил фотографии экспертам для идентификации. Монету определили, как золотой статер Кориелтаувов, тип «Южный Ферриби». В ту ночь я не спал. Я достиг своей цели и хотел сообщить об этом землевладельцу. Стоимость монеты оценили три разных коллекционера, и все назвали одинаковые цифры. Я отправился к ближайшему банкомату и снял половину названной мне суммы, а затем отправился к землевладельцу и его семье. Он был очень рад, что мне удалось исполнить свою мечту и приятно удивлен, когда я протянул ему банкноты. Это была та цена, которую совершенно точно стоило уплатить, к тому же мой поступок привлек других землевладельцев в этой местности, которые позже предложили мне поискать золото и у них на полях.
Я люблю свой CTX и ни на что не хочу его менять. Я слышал разные аргументы за и против этого детектора, но, лично меня этот прибор пока не разочаровал. Если вам нужен универсальный металлодетектор, который делает свое дело, покупайте CTX. Кто знает, может быть, вы тоже найдёте золото кельтов.
Стюарт Флетт (Англия)
Перевод: Алексей Кузнецов
Альманах ДЕНЬГА №1 (18) Декабрь 2017