Хоть Великая Отечественная война и прошла более 75-ти лет назад, но всё равно наша израненная земля хранит в себе большое количество свидетельств той поры. Среди таких раритетов встречается военная броне техника, легковые автомобили, грузовики, а так же трактора. Последние, в свою очередь, активно использовались в качестве орудийных тягачей, а так же для эвакуации застрявшей техники. Именно за таким раритетным трактором мне предложили съездить сотрудники экспедиционного отдела одного Военно-Технического музея нашей страны.
По рассказам местных жителей, при отступлении, был брошен какой-то советский трактор. После войны его изрядно потрепали местные жители. Сняли с него нужные в народном хозяйстве запчасти. Что это был за трактор, а так же поискать оставшийся запчасти и было основной задачей этой экспедиции.
Ранним утром мы выдвинулись в сторону леса. Осенний световой день короткий, и поэтому пришлось поторапливаться.
Грязь замёрзла, поэтому я рискнул отправиться в экспедицию на своём кроссовере, тем более меня подстраховывала заряженная нива ваз 2121. Основная часть нашего маршрута пролегала по асфальтированному шоссе, которое через некоторое время сменилось лесной дорогой. Местами, она была разбита лесовозами и другой полноприводной техникой, но особо трудные участки можно было без проблем проехать сбоку от проторенной спецтехникой колеи.
Найдя неплохое место для парковки, мы отправились искать место, где непосредственно стоял трактор. Точного месторасположения мы не знали, и поэтому пришлось разделиться на группы и отправиться осматривать лесной массив.
По пути встретилась вот такая пирамида. Варианты "что это такое"оставляйте в комментариях.
Спустя некоторое время, наша рация заговорила. Пока мы рассматривали "пирамиду", вторая команда нашла место предполагаемой стоянки трактора.
Сотрудники музея начали свою работу. Разбив поляну на квадраты, они начали обследовать буквально каждый сантиметр. Пол часа работы - и на свет стали появляться различные детали техники.
Запчасти разделили на две кучи. В первую предполагалось складывать ломаные и бесформенные куски железа, а во вторую попадали целые детали.
В основном, попадались запчасти, по которым нельзя было конкретно назвать модель трактора. Это мог быть и знаменитый Сталинец С65, и СТЗ-5 НАТИ с реактивной установкой "Катюша", и, даже, колёсный Фордзон-Путиловец. Требовалось отыскать что-то такое, что могло бы пролить свет на на модель трактора. И вот, среди прочих деталей, нашлись крышки от каретки подвески. Рядом отыскалась вторая.
Это говорило о том, что это скорее всего трактор СХТЗ. Осталось только узнать гражданский это СТЗ-3 или всё же военный артиллерийский тягач СТЗ 5. Подвеска у них практически идентичная и такие крышки использовались на этих двух моделях.
Среди остатков трактора так же попались и более современные предметы. Скорее всего их потеряли местные колхозники, когда разбирали трактор в послевоенное время. Среди них - кривой стартер, а так же пробка бензобака от ГАЗ 51.
И вот нам улыбнулась удача: Сразу две находки позволили с точность идентифицировать трактор. Им оказался СТЗ-3. В годы Великой Отечественной войны их активно использовали в своих целях враждующие стороны. Да и после войны их ещё долго использовали по прямому назначению в колхозах.
Находками, позволившими идентифицировать, оказались опорный каток и боковая панель. Эта панель хорошо видна на первых двух фотографиях, под топливным баком.
Вечерело, начал идти мелкий снежок. Мы собирались уже в обратную дорогу, как один из участников экспедиции вдруг нашёл пару не частых советских касок. Рядом с ними лежал фильтр от советского противогаза. Пока я фотографировал этот натюрморт, на свет показалась ещё одна каска СШ 36 и рычаг управления трактором.
Снег усиливался, и мы ускорили наши сборы. Сотрудники музея пригласили меня в гости, чтобы подробно показать и рассказать о найденных и очищенных предметах. Об этом походе я, конечно же, расскажу на своём КАНАЛЕ.
Ну а пока статья готовится, предлагаю прочитать статьи:
"Заглянул в реставрационную мастерскую, узнал какую технику там восстанавливают"
и
"Мастерская, где восстанавливают немецкую технику времён ВОВ"