Поляк Witold Łojkowski рассказывает о том как Европа повлияла на Польшу, а также какие последствия она понесла.
Думаю, сегодня всё быстро меняется. Главным словом является «эффективность». Этот мегатренд заставляет нас быть похожими на наших западных соседей. Наш стиль жизни адаптируется к высокой эффективности. Во всей Польше таится вопрос в эффективности. И для фермера, и для человека, живущего в городе. Вы посещаете фабрику в восточно-северном углу Польши и видите рабочих в футболках с надписью «Чем я могу вам помочь?». Явный эффект современных методов управления. Едешь на юго-восток — видишь современный агротуризм. Бедные люди устраиваются на две работы. Богатые люди много работают, чтобы оставаться богатыми. Я слышал слова «Варшава — это как хорошо организованный немецкий городок». Я помню, как 20 лет назад один немецкий посетитель сказал мне термин «Leistung Gesellschaft». В то время мы все были довольны только что обретенной демократией, и для меня это был теоретический термин. Сегодня это повседневная реальность.
Немцы более расслаблены, поскольку они богаче и имеют (во всяком случае в Западной Германии) больше опыта и более древние традиции. Они также собрали в течение многих лет лучшую инфраструктуру и более современные технологии.
Демократия — это также постоянное и беспощадное соревнование.
Таким образом, Польша становится очень похожей на Германию во многих аспектах организации жизни. Однако для достижения аналогичных результатов нам нужно потрудиться намного больше.
Я не знаю, как обстоят дела в России, так как я езжу в Россию гораздо реже, нежели в западном направлении. Несколько лет назад я был в Москве. Кажется, тенденции похожи. Люди в метро выглядели очень усталыми, судя по их лицам. Но этого недостаточно, чтобы сформировать здравое мнение. Россия намного сложнее Польши.