Как купить тур он-лайн дешевле
Собор в честь Вознесения Господня был построен в 15 в. в период княжения Бориса Александровича. Первоначально он был деревянным. В середине 16 в. при архимандрите Геннадии был построен каменный пятиглавый величественный соборный храм Вознесения Господня, освященный 2 ноября 1567 г. Варсонофием Тверским.
Монастырь дважды подвергался нападениям польско-литовских интервентов – в 1603 г. А потом – в 1611 г. после этого собор освящали заново в 1610 и 1613 гг. соответственно. В конце 18 в. четыре боковые главы собора были утрачены, позакомарное покрытие кровли заменили на четырехскатное.
В 1846 г. кирпичный пол в соборе был заменен на деревянный, выполнен новый иконостас. В 1854-1862 гг. с западной стороны к собору пристроили трапезную с двумя приделами, которые вместе с колокольней были освящены в 1862 г. Собор был оштукатурен и расписан в 1887-1893 гг.
В 1903 г. на барабан собора установили новую главу. В 1910 г. архитектором А.П. Федоровым был выполнен проект малых глав Вознесенского собора, но Московское археологическое общество отклонило его по причине того. что такое архитектурное решение исказило бы древний храм.
После закрытия монастыря в 1919 г., в соборе было устроено зернохранилище. В 1941 г. в монастыре находился штаб советских войск, монастырь постоянно обстреливался и сильно пострадал от снарядов.
В середине 20 в. собор сохранился со значительными утратами. В 1968 г. были начаты исследовательские, а потом и реставрационные работы под руководством архитектора Альтшуллера Б.Л. Фрагмент фрески с изображением святого Онуфрия, расположенный на стене главного алтаря, был демонтирован, а потом передан в ТОКГ.
После открытия монастыря в 1992 г., реставрационные и следовательские работы были продолжены под руководством архитектора Зачёсовой Н.Г. В 2001 г. в древней части собора были начаты богослужения.
Вознесенский собор представляет собой великолепный памятник тверского храмового зодчества середины 16 в. и один из наиболее древних сохранившихся монастырских соборов в Тверском крае. Собор был построен из кирпича с отдельными белокаменными деталями, снаружи он покрыт тонкой обмазкой, а потом побелен. Трапезная – из кирпича, снаружи облицована снаружи белым камнем. Колокольня – кирпичная, оштукатуренная с преобладанием черт русского стиля.
Основной кубический объем собора имеет два света, пониженные и уплощенные апсиды, слегка выступающие с восточной стороны. Храм выглядит монументально и внушительно, несмотря на довольно небольшие размеры. Собор увенчан крупным цилиндрическим барабаном с крупной луковичной главой. С запада к храму примыкает пониженная и почти квадратная двускатная трапезная.
Шатровая двухъярусная колокольня, стоящая на продольной оси рядом с западным фасадом трапезной, с юга и севера расширена боковыми объемами. Нижний ярус колокольни – в виде четверика, он несет на себе восьмерик с диагональными узкими гранями. Венчает сооружение стройный деревянный шатер с главкой на тонкой шейке.
По традиции, фасады храма разделяются на три прясла различной ширины лопатками и завершаются полуциркульными закомарами. Над цоколем располагается профилированный пояс, прясла стен отделяются от закомар с архивольтами двойным профилированным карнизом. По верху апсид проходит более простой карниз. Все фасады здания, кроме восточного, в середине средних прясел имели арочные входы, имеющие перспективные порталы. До нашего времени в первоначальном виде дошел только южный портал, северный – восстановили во время реставрации, западный был стесан, когда пристраивали трапезную. Декор колокольни и трапезной довольно скуп. На углах объемы закрепляются лопатками. Арочные окна трапезной украшены рамочными наличниками, под карнизом – аркатурный пояс. Фасады колокольни украшены прямоугольными филенками.
Внутри Вознесенского собора установлены четыре массивных широко расставленных столба, которые несут коробовые своды, соединенные с подпружными арками. Апсиды перекрываются коробовыми сводами с конхами. В северном помещении трапезной расположена лестница, ведущая на ярус звона.
В куполе собора изображен Саваоф, на стенах барабана – архангелы, а под окнами барабана – Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, на парусах – евангелисты. На подпружных арках сохранились фрагменты орнамента.