И снова мне хочется поговорить о школе. О том, что школе нужны учителя, которые за перемены к лучшему. Которые даже в существующей системе образования делают всё возможное, чтобы ученикам было комфортно, интересно и полезно учиться. Чтобы они ходили в школу не "потому что надо", а выходили оттуда не с пустыми головами. Как они это делают и какой в моём понимании может быть современная школа, которая работает чуть эффективнее, чем та, что мы наблюдаем на сегодняшний день? Обо всём этом мне и захотелось поговорить.
Есть два типа учителей
Как говорил Д.А. Медведев, учитель — это призвание. И в сегодняшней школе осталось всего два типа учителя — учителя "больше никуда не берут, да я и не рвусь" и учителя "за призвание". Первый тип учителя — учителя обычные. Такие готовятся к уроку весьма посредственно. Теория, практические задания из учебника и контрольная. Урок провёл и ладно. Да и что можно больше желать за такую то зарплату? Хорошо что это хоть есть кому делать (а бывает, что и этого некому).
Второй тип учителей работают действительно не за зарплату (часто у таких есть дополнительный источник дохода), а действительно за призвание. Такие учителя хотят развиваться в своей профессии, хотят, чтобы ученики вынесли из их уроков что-то, а не забыли всё, едва переступят порог класса. Такие учителя стараются делать свой урок интереснее и работают ради результата, открывая для себя всё новые и новые методики обучения и проявляя в обучении детей максимальное творчество.
Личность учителя
Все учителя не могут быть вторым типом. Для этого надо или систему школьную менять целиком, или сделать классы по 380 человек. Потому что учителей второго типа — крайне мало. В школе они — ценные кадры. Но если это молодой, перспективный специалист, с большей вероятностью из школы такой учитель уйдёт и найдёт себя ещё где-то. Ведь учителя по призванию отличает стремление к развитию, к творчеству, к обучению. Он хочет, чтобы ученикам было на его уроках комфортно, чтобы им эти уроки были в радость. Чтобы у учеников осталась жажда познавать новое. Часто они достигают результата. Такие ценные кадры нужны везде. В том числе и там, где они могут заработать гораздо больше, чем в школе.
Почему школа себя изжила?
Школа в нынешнем виде совершенно непригодна для качественного обучения. По одной простой причине — мир изменился, а школа так и осталась на одном месте. Звонки, расположение парт, вкладывание в головы учеников кучу информации, которая им никогда не пригодится и которую они могут нагуглить за 2 минуты, непонимание учеников, зачем они учатся — всё это сильно тормозит развитие школы. Ученики быстро привыкают заучивать, списывать — и в итоге разучиваются думать, разучиваются создавать. А думать и создавать — два главных навыка современного квалифицированного специалиста. Мы до сих пор готовим рабочих на завод, а хотим в итоге получить создателей и мечтателей.
Как школу реанимировать?
Учителя "по призванию" знают, что главная задача современной школы — думать и создавать. Поэтому строят свой урок так, чтобы ученики были активно вовлечены в процесс обучения новому. Чтобы они на каждом уроке выносили для себя что-то ценное, что они смогут использовать в жизни, а не просто сухие факты из учебника. Для этого существует множество приёмов. Для этого учителя общаются с учениками на равных, для этого парты в классе стоят кругом или полукругом, используется много командной работы, интересные задания, решение загадок и головоломок, игры, творческие задания. Думать и создавать можно только в условиях взаимопомощи и свободы.
Главная задача учителя
Главная задача учителя сегодня — это привести учеников к пониманию, зачем мне учиться. Если ученик восклицает "Зачем мне математика? Она нигде не пригодится мне в жизни!", он искренне не понимает, зачем ему сдались эти интегралы, если максимум, что он считает и планирует считать — это сдачу в "Пятёрочке". Это и есть главная задача учителя: показать, что интегралы — это интересно и полезно. Лёгкая ли это задача? Думаю, вы и сами можете ответить на этот вопрос. И кто-то с этой задачей пытается справиться даже в условиях, когда сама система образования не знает, зачем она существует. Думаю, такие учителя — настоящие герои.