Композиция для затравки: Rhinocervs «Enslave Every Star» с компиляции «Odour of Dust & Rot», 2011
На мировой блэк-металической сцене время от времени появляются так называемые «круги» - объединения из нескольких исполнителей, связанных концептуально и/или составами. В этом плане основополагающим, пускай и неоднозначным, был Чёрный Круг Норвегии, с которым ассоциируются классические исполнители второй волны блэк-метала: Mayhem, Darkthrone, Burzum, Thorns, Emperor и т.д. Каким бы спорным не был факт «официальности» этой организации, норвежская сцена в любом случае стала примером для многих. Другим известным кругом является Les Légions Noires - легендарные французские «Чёрные Легионы», в которых числилось множество групп и проектов нескольких музыкантов. Основными являлись Belkètre, Vlad Tepes, Mütiilation, Moëvöt, Aäkon Këëtrëh. В целом, подобных объединений немало: BlazeBirth Hall из России, Temple Of Fullmoon из Польши и т.д., и т.п.
Одним из основных североамериканских кругов является The Black Twilight Circle (сокр. BTC). Он активен в южной части Калифорнии с начала 2000-х. Это сугубо андеграундное движение, и о его участниках известно немного. Лидером круга является Эдуардо Рамирез под псевдонимом Volahn. Такое же название носит его основная группа. Формация Ashdautas - отправная точка движения. Разногласия между участниками группы привели к её распаду и выходу на передний план других исполнителей The Black Twilight Circle. Рамирез также создал лейбл Crepúsculo Negro (с испанского на русский это переводится как «чёрные сумерки», а на английский - «black twilight»), на котором выпускаются многие релизы объединения.
Volahn «Crepúsculo Negro» с альбома «Dimensiónes del Trance Kósmico», 2008
У музыкантов, состоящих в BTC, как правило, латиноамериканское происхождение, и концепция исполнителей BTC зачастую имеет дело с тематикой мифологии коренных народов Латинской Америки. Тем не менее, характерная для блэк-метала концепция тьмы в любом случае является одной из ключевых для объединения. Интересно, что у BTC было своего рода «подразделение». Это слово взято в кавычки из-за явной условности его использования, однако повод для его использования в любом случае есть, так как одна когорта исполнителей несколько обособлена от BTC. Собственно, сейчас мы как раз плавно перешли к основной теме статьи - Rhinocervs.
Прежде всего Rhinocervs - это лейбл, выпускавший работы двух музыкантов под псевдонимами A. и Y., они же Austin Omar Delgadillo и Devon Yagian-Boutelle соответственно. Музыканты чаще всего работали либо в одиночку, либо вдвоём, а реже - с другими участниками BTC, отсюда и чувствуется некоторая их обособленность от круга. Более того, о их проектах на протяжении долгого времени было известно ещё меньше, чем о других исполнителях BTC. Большинство релизов лейбла - это безымянные демо-записи, на которых композиции, как правило, тоже не имеют заглавий. Подразумевалось, что каждое демо записано отельным анонимным проектом. Для удобства слушатели стали приписывать безымянным релизам название лейбла (Rhinocervs) в качестве названия исполнителя, а в качестве заглавий собственно релизов - соответствующие номера каталога. В качестве названий треков - обычные порядковые номера.
Во избежание путаницы: в этой статье безымянный проект будет называться просто как Rhinocervs, а, упоминая лейбл с таким же названием, я буду уточнять - «лейбл Rhinocervs».
Девон вырос в городе Лонг-Бич, Калифорния. У музыканта армянские корни (название его основного проекта, Odz Manouk, происходит от армянского «օձ մանուկ», заимствованного от имени персонажа армянской мифологии). Свой путь в мире музыки Девон начал с увлечения панк-роком. Остин родом из Лос-Анджелеса. У него латиноамериканские корни. Он тоже причастен к панк-рок сцене Калифорнии. Оба музыканта играли в андеграундных панк-рок группах. Интересно, что Рамирез, лидер BTC, тоже проявлял интерес к панк-року, и участвовал в группах Mata Mata и Zoloa вместе с Остином. Запись Mata Mata даже издавалась на Crepúsculo Negro. Остин и Девон были давними друзьями. Их объединил интерес не только к панк-року, но и к экстремальному металу. Музыканты знакомы ещё до образования BTC, о чём свидетельствует тот факт, что они записывали материал под вывеской Nihilobstat в 2000 году.
На релизах Rhinocervs не указывалось авторство, но известно, что под этой вывеской выпускалось как совместное, так и раздельное творчество Остина с Девоном. Это, в принципе, подтверждается при сравнении материала Rhinocervs с работами других проектов Остина и Девона, так же издававшихся на лейбле Rhinocervs. Среди тех формаций числились: Odz Manouk, Absum, Glossolalia, Tukaaria и уже упомянутый Nihilobstat. Такие проекты, как Absum, Glossolalia и Tukaaria, принадлежали Остину, а Odz Manouk - Девону. Nihilobstat, как отмечено в прошлом абзаце, был их совместным проектом.
Nihilobstat - один из наиболее ранних исполнителей, в составе которых отметились A. и Y. В 2000 формация записала репетиционное демо, однако официально оно выпущено лишь в 2011, на лейбле Rhinocervs. Материал представлял собой мрачную, практически полностью инструментальную помесь блэк- и дум-метала. Больше ничего под этой вывеской не происходило. В проекте также задействовано третье лицо - ударник, личность которого остаётся не установленной.
В 2002-2003 гг A. и Y. числились в составе Ashdautas вместе с другими участниками BTC, но, в отличие от тех, под этой вывеской ничего существенного не продемонстрировали. Под конец 2000-х - в начале 2010-х активизировались Absum, Glossolalia, Odz Manouk и Tukaaria. Absum исполнял фьюнерал-дум-метал, Glossolalia - примитивный, резкий и хаотичный блэк-метал, Tukaaria - более гипнотический и величественный блэк-метал, напоминающий Volahn. У Odz Manouk - более разнообразный материал, порой обскурный, порой помелодичнее, а стилистически также представляющий собой блэк-метал.
Композиция Tukaaria «Raw to the Rapine»
Лейбл Rhinocervs открыт в 2010 году. С момента появления лейбла Остин и Девон стали чаще записывать анонимный материал. Однако, являясь участниками BTC, они издавали релизы своих сольных проектов в том числе на Crepúsculo Negro. Также они часто сотрудничали с Final Agony Records и некоторыми другими андеграундными лейблами. Материал Rhinocervs достаточно разнообразен. Первые релизы пребывают в ключе, характерном для Tukaaria и Volahn: напористый и стремительный блэк-метал, сырой, диссонансный, в меру мелодичный, с воинственным настроем и атмосферой чего-то таинственного, архаического. Поэтому можно предположить, что поначалу Остин являлся основным композитором Rhinocervs.
Со временем в музыке Rhinocervs стало появляться больше специфических вещей. Демо-запись «RH-07» необходимо упомянуть наиболее интересных релизов. Стилистически музыка вышла за границы блэк-метала и приобрела выраженные психоделические приёмы: обилие гипнотизирующих переборов, «эфирный» чистый вокал, порой страдальческий. Демо «RH-12» отличалось мелодичностью, отчуждённостью, леденящей атмосферой. Подобные характеристики встречались на релизах Odz Manouk, поэтому справедливо предположить, что вклад Девона на «RH-07» и «RH-12» больше, чем на прошлых релизах.
На «RH-14» Rhinocervs укоренился в дэт-металическом звучании, после чего выпустил демо «RH-15», исполненное преимущественно в дарк-эмбиентном ключе. А на «RH-16» материал оказался особенно разнообразным, представляя собой помесь блэк-, дэт-метала и дарк-эмбиента.
Одним из основных релизов лейбла Rhinocervs следует назвать сплит Tukaaria и Odz Manouk. Tukaaria представила материал в своём характерном ключе. Odz Manouk продемонстрировал один из самых выдающихся образцов своего звучания. Композиция «The Sloth», пожалуй, является лучшей у проекта, там наблюдается поистине интересный подход с композиторской стороны. Структура трека повествовательная: со вступлением, с нагнетающими атмосферу отрезками, с кульминацией и заключением. Сыграна композиция филигранно, содержа удачный баланс мелодичных и жёстких партий, в то время как атмосфера преисполнена мрака, трагизма.
Композиция Odz Manouk «The Sloth» со сплита Odz Manouk и Tukaaria
Ключевой для лейбла следует назвать компиляцию «Odour of Dust & Rot». На ней отобраны одни из лучших композиций как Rhinocervs, так и сольных проектов Остина с Девоном. Также на компиляции имеется трек другой группы BTC, Kuxan Suum, ведомой лидером объединения.
Некоторые композиции с данной компиляции:
Glossolalia «Filth in the Light»
Для Rhinocervs последним релизом стал «RH-16», выпущенный в 2013 году. Тогда же лейбл Rhinocervs выпустил компиляцию, содержащую ранее выпущенный материал своих основных проектов. Все проекты Остина и Девона, связанные с лейблом, залегли на дно в том году. Лейбл Rhinocervs официально прекратил своё существование в 2013. Нет никакой информации о том, остаются ли активными проекты Остина, связанные с лейблом. С тех пор Остин периодически засвечивается только в панк-рок андеграунде.
Odz Manouk всё ещё активен, а Девон готовит новый материал, хоть от него не исходило явных «признаков жизни» в период с 2013 по 2019. В декабре 2019 стало известно, что Девон занимается разного рода творческой деятельностью на несколько другом уровне. Совершенно внезапно появилась видеозапись его лекции для некоего социального клуба, занимающегося разного рода креативными идеями. Там Девон рассказывает о теории тишины, попутно кратко проливая свет на своё прошлое, в том числе касающееся лейбла Rhinocervs:
История лейбла Rhinocervs закончена давно, но в любом случае трудно предсказать, есть ли будущее у некоторых проектов, в прошлом связанных с ним. Ещё год назад казалось, что шансов на последнее совсем немного, как вдруг на историю лейбла в некоторой степени был пролит свет, представивший происходящее под иным углом. С другой стороны, даже если допустить, что какие-нибудь из тех формаций вернутся, то, вероятно, они сделают это не в соответствии с ожиданиями. Ореол таинственности угас, и, возможно, в будущем всплывёт ещё больше фактов. Так или иначе, Rhinocervs - это крайне интересное явление в мире андеграундного экстремального метала.