Найти тему
Мой МИР

Как жили наши кумиры

СОРОК ПИСЕМ ДРУГУ

Почему народный артист РСФСР, лауреат Сталинской и Государственной премий, популярный исполнитель советской эстрадной песни, замечательный актёр театра и кино Владимир Трошин за многие годы творческой жизни ни разу не приезжал с концертами в столицу Сибири? Ответ на этот вопрос почитатели таланта певца узнали на вечере-воспоминании, который в Новосибирской областной библиотеке провел популяризатор ретро-музыки, коллекционер-филофонист с полувековым стажем Вячеслав Михайлович Шестернёв.

Встреча на всю жизнь

Так сложилась творческая судьба артиста, что только в 1996 году он впервые побывал с концертными выступлениями в Новосибирске. Для горожан, поклонников его таланта, выступления артиста стали волнительным событием. Инициатором гастролей стал в то время сотрудник ОДК радио «Слово» Вячеслав Михайлович Шестернёв. «Эта встреча с кумиром для меня знаковая, – рассказал коллекционер. – Она положила начало нашей многолетней творческой и личной дружбы с артистом».

Вячеслав Михайлович Шерстнев
Вячеслав Михайлович Шерстнев

Вячеслав с детских лет мечтал встретиться с кумиром. И однажды она состоялась.

«Познакомились мы 5 января 1962 года в Москве», – поведал далее Вячеслав Михайлович, – в тот день я ходил во МХАТ на «Трёх толстяков», где был занят Трошин. После спектакля я подарил своему песенному кумиру несколько фотографий, которые сделал во время его гастрольных выступлений на стадионе в Куйбышеве летом 1959 года, где тогда жила моя семья».

Артист с интересом отнёсся к подарку своего поклонника и в знак благодарности вручил ему новую грампластинку со своими песнями. На её этикетке оставил трогательный автограф.

Владимир Трошин
Владимир Трошин

Символично, что первая песня на той грампластинке так и называлась – «Мой подарок», а написали её композитор Евгений Птичкина и поэт Леонид Куксо.

Мой подарок
Мой подарок

Хочется верить в чудо!

Владимир Трошин не раз давал интервью различным СМИ, рассказывал о своём творчестве, делился воспоминаниями о прожитых годах. Но никогда не делился подробностями своей семейной жизни. Только одному человеку – Вячеславу Шестернёву, в своих письмах и при многих личных встречах он мог поведать о свой непростой жизни.

А писем с марта 1962 по двухтысячные годы пришло более сорока. С позволения Вячеслава Михайловича знакомлюсь с этим сокровищем.

Владимир Трошин был хорошо известен в кругах театралов и любителей кино, но по-настоящему широкую популярность и всенародную любовь ему принесла советская эстрадная песня. Его исполнительское искусство отличается глубоким проникновением в замысел автора, задушевностью, искренностью, сочетанием высокой артистичности с неповторимыми по своему обаянию вокальными данными. «Трошин – это история нашей эстрады», – сказал о нём поэт Николай Доризо.

Каждое письмо – откровение. И частенько начиналось словами: «Дорогой друг Слава!». Из писем Трошина можно узнать, что он за годы своей творческой жизни исполнил более двух тысяч песен. Многие вошли в золотой фонд отечественной эстрады.

Жила семья Трошиных очень скромно, не богато. И это несмотря на то, что тираж его пластинок приносил государству большие доходы. А сколько песен напел артист в эфире радио, по телевидению, со сцены театра, в кинофильмах и в живых концертах!

В одном из писем артист с юмором поделился радостью: «Когда мне исполнилось 52 года, и я почувствовал, что стало не так просто передвигаться по матушке Москве и носиться с концерта на концерт, приобрёл автомобиль «Запорожец». Два года отдавал за него деньги, зато стал автомобилистом».

Грустная правда.

Последние полтора десятка лет, будучи на пенсии, певец все летние месяцы проводил на своей даче, которую он вместе с женой Раисой Тимофеевной приобрёл «в сказочно красивом глухом месте во Владимирской области». Старенький домик Владимир Константинович ремонтировал и «приводил в чувство» своими руками. Он очень любил свой загородный домик, и почти в каждом письме из-под Владимира непременно к своему посланию делал приписку: «Питаемся молочком, творожком и, конечно, зеленью со своего огорода (укропчик, салатик и пр.)». Сюда часто на летние месяцы приезжали его внуки.

Он был лириком, с распахнутой навстречу всему прекрасному, душой. «Дорогой Слава! …пишу письмо и любуюсь в окно на фантастический пейзаж нашей неповторимой российской природы – вот он источник нашей силы, романтики, вдохновения и любви, хочется верить, что жизнь вечна и непобедима и я …вместе с ней!».

Здесь, вдали от шума городского, он отдыхал душой, предавался размышлениям о жизни, о судьбе страны, и, несмотря на трудности, верил, что новое время, интересное и многогранное, откроет перед ним большие горизонты, небывалые возможности. «А что касается России, то я верю, что она встанет на ноги гораздо раньше, чем об этом говорят спецы и политики». Вот только «…как-то бы надо скинуть лет 15-20… Хотя бы! Хочется верить в чудо! А ведь человек, «прежде всего, перестаёт дышать, чем надеяться!».

В 1996 году Владимир Константинович Трошин отметил 70-летний юбилей. Этому событию был посвящён бенефис, о котором у него остались яркие впечатления: «Юбилей по общему мнению прошёл великолепно, бенефис длился три с половиной часа без перерыва, цветов и подарков было так много, что поместились только в две машины».

-4

В то же время, это мероприятие напомнило ему о скоротечности жизни: «Единственно, что огорчительно, это то, что перевалило на восьмой десяток. Моя задача № 1 – поскорее забыть о возрасте и с осени продолжить активный образ жизни по всем направлениям. Здесь, в деревне, я рассчитываю поработать над блоком опусов, состоящим в основном из старинных романсов, а к воплощению этих задумок приступлю только в октябре. (Теперь ведь всё это осложняется тем, что за всё надо платить бешеные деньги, а их у меня просто нет)».

В своих письмах другу Трошин никогда не жаловался на превратности судьбы, жизненные неурядицы, проблемы со здоровьем, чаще философствовал на эти темы.

Однажды Владимир Константинович сообщил о том, что принял участие в двух вечерах памяти: В. Н. Кнушевицкого (того самого, кто предложил когда-то новую аранжировку песни «Подмосковные вечера», прославившую Владимира Трошина), и Арно Бабаджаняна; что похоронили Льва Ошанина и Игоря Шаферана. Сокрушался: «Уходят мастера… Кто-то их заменит?». И только здесь позволял себе немного побрюзжать: «А молодые артисты и музыканты (создаётся такое впечатление) только и занимаются с утра до вечера презентациями, тусовками и празднованиями всяческих юбилеев, да чтобы покруче, да чтобы обязательно в центральном концертном зале «Россия» – не ниже! Ну, дай Бог!».

-5

Не оставляю надежды

Несмотря на почтенный возраст, Владимир Константинович Трошин сумел всё же записать цикл песен на стихи Сергея Есенина. Сделать это оказалось проблематично по многим причинам. В связи с этим он писал Вячеславу: «Не оставляю надежды сделать есенинский блок, но пока всё упирается в деньги – ищу спонсоров для оплаты студии, оркестровок, музыкантов и пр. – вот жаль только, что время бежит неумолимо – завтра стукнет 73!».Признавался: «…одной из причин того, что до сих пор не взялся за работу над этим проектом, является банальная лень, а другая – деньги, ибо теперь за записи надо платить и довольно много».

Но, как говорится, лёд, в конце концов, тронулся. «И вот сейчас после переговоров с фирмой «Мелодия» я взялся активно за реализацию этого проекта и кое-какие успехи в вопросе финансировании меня окрылили, и здесь, в деревне, я потихоньку готовлюсь: …нашёлся один банкир, который обещал покрыть сумму, необходимую для оплаты музыкантов, дирижёра, оркестровок, репетиций и т. д. Так что надо набираться мне сил и ума для этой очень большой и очень нелёгкой работы».

Лёд-то вроде тронулся, но на его пути стали появляться новые заторы: «Жизнь течёт, в общем-то, нормально, но на пути каждого задуманного и намеченного дела обязательно встают препятствия (примерно в таком соотношении: из четырёх дел – три не состоятся). С фирмой «Мелодия» очень туго всё продвигается (как будто кто-то вредит), прежде всего, потому, что нужны солидные деньги, чтобы всё оплачивать, потом тормозит оркестр народных инструментов под упр. Владимира Зозули – то медленно работают оркестровщики, то другие дела у оркестра, а в общем-то у всех открыты клювики, куда надо положить денежку. Вот сейчас, например, позвонили с «Мелодии», что сломалась аппаратура в студии звукозаписи и никому неизвестно, кто и когда её починит. А время идёт. Есенина я планировал выпустить к 21 сентября – к 105-ой годовщине со дня его рождения, похоже, что не получится. Очень не хочется мириться со всеми этими препятствиями, но, видимо, придётся.

А я ещё задумал записать целый блок романсов и кое-что из новой лирики».

Все перестроечные годы, а потом и в лихие девяностые, и радио, и телевидение напрочь вытеснили из эфира имена прославленных артистов старшего поколения, их творчество оказалось «не в формате времени». На эстраду хлынул мутный поток низкопробных песенок, которые не оставляли в душах людей ощущения радости. Главенствовала при этом зарубежная поп музыка. Выжить в этих условиях нашим кумирам было сложно. «Мы обнищали в буквальном смысле, – признавался Трошин, – особенно те, у кого не было к той поре пенсии, ведь работы – ни-ка-кой!».

Однажды певец поделился с проблемой со своим другом – композитором Эдуардом Колмановским: «Эдик, что будем делать?». Тот ответил: «Это надо пережить, перетерпеть. Всё обязательно вернётся на круги своя».

Пережили. Перетерпели. По признанию самого Трошина, однажды наступил день, когда как по мановению волшебной палочки вдруг вспомнили артистов старшего поколения. Их стали приглашать на радио и телевидение, они активно включились в гастрольный процесс. Их пластинки с золотыми шлягерами вновь нашли своего слушателя. Потянулась к русской эстрадной песне прошлых лет и молодёжь. «Уже несколько лет я и те, кто исповедует подобную культуру на эстраде, востребованы заново. Притом не меньше и не хуже, чем во времена моей молодости. На моих концертах я всё чаще вижу молодых людей. …Это неспроста. Значит, поняли, что нашему слушателю надоела западная эстрадная музыка, что всё более влечёт его традиционная мелодичная отечественная музыка».

Всё, что на сердце у меня...

– Переписка с кумиром прекратилась за несколько лет до кончины Владимира Константиновича Трошина, – рассказывает Вячеслав Михайлович Шестернёв, – причин несколько, но самое главное – его здоровье. Оно сильно пошатнулось из-за его титанической работы: он много гастролировал, участвовал в различных музыкальных мероприятиях. В одном из последних писем Трошин написал: «Я перед своим 75-летним юбилеем жил и работал совсем больной. Но надо было выполнить все обязательства по гастролям, по концертам, затем отметить день рождения… После этого слёг в больницу, где меня врачи вытаскивали с того света около месяца. Я запустил воспаление лёгких, плеврит, перенёс даже микроинсульт. И только теперь начинаю оживать и общаться с внешним миром и друзьями».

-6

В апреле 2003 года в Москве на Площади Звёзд перед концертным залом «Россия» состоялась торжественная церемония открытия именной звезды прославленного артиста Владимира Трошина.

В апреле 2003 года в Москве на Площади Звёзд перед концертным залом «Россия» состоялась торжественная церемония открытия именной звезды прославленного артиста Владимира Трошина.

Владимир Константинович Трошин ушёл из жизни 25 февраля 2008 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище столицы. Но жива память о нём, жива его Песня, о которой он с теплотой говорил: «Песня – это трибуна артиста, это возможность сказать людям что-то большое. Ведь, что артист вложит в песню, то и получит слушатель. И когда я добиваюсь ответа, когда чувствую, что песня вызвала у сидящих в зале людей много мыслей и чувств, я ощущаю это как счастье».

-7

Василий Матвеюк