До революции 1917 года промышленность и экономика Российской Империи активно развивались благодаря частной инициативе.
Одной из бизнес-династий, которые внесли большой вклад в развитие страны, была семья купцов-старообрядцев Морозовых.
Главным семейным предприятием рода была текстильная Никольская мануфактура. Ее приобрел основатель династии Савва Морозов.
Савва был крепостным крестьянином (!), когда начал развивать собственный бизнес
(Отличный пример человеческой воли и упорства, который пригодится тем, кто привык только ныть и жаловаться на обстоятельства!).
Морозов начал трудовую деятельность простым ткачом в шелкоткацкой мануфактуре Фёдора Кононова в селе Зуево Богородского уезда Московской губернии, в помещичьей вотчине Рюминых.
Савва организовал сначала домашнюю мастерскую, затем свою небольшую фабрику.
Он упорно копил деньги и в итоге за 17 тысяч рублей выкупил себя и пятерых сыновей из крепостной неволи.
Морозов-старший так и не смог освоить грамоту. Но благодаря своей предпринимательской энергии разбогател и фактически стал одним из основателей российской промышленности.
На момент смерти Савва Васильевич Морозов владел многомиллионным капиталом, торговым домом "Савва Морозов с сыновьями" и четырьмя фабриками, на которых работали новейшие английские станки и иностранные специалисты. Все сыновья Саввы Васильевича, получив наследство, стали крупными предпринимателями и промышленниками России.
К началу XX века годовой оборот бизнеса Морозовых составлял более 100 млн царских рублей, а прибыль — 25% от выручки. Репутации промышленников можно было позавидовать.
Их современник Павел Рябушинский вспоминал: "Морозовский товар можно было брать с закрытыми глазами: самые подозрительные и недоверчивые восточные люди к этому привыкли".
Самым известным представителем клана был Савва Морозов-младший. Он учился в Кембридже и изучал текстильную промышленность в Манчестере.
После возвращения на родину он модернизировал Никольскую мануфактуру, установил в ней английские станки, частично отменил штрафы для рабочих и первым в России заменил 12-часовой рабочий день на 9-часовой.
Процесс модернизации шел туго. А многие предложения молодого промышленника встречали неодобрительную реакцию в семье. Так, мать Саввы Мария Фёдоровна, у которой был контрольный пакет паев мануфактуры, из религиозных соображений боялась проводить электричество. Но в итоге все-таки уступила настойчивости сына.
Благодаря преобразованиям и экономическому росту в стране производство увеличивалось. Савва Морозов как директор мануфактуры получал 250 тысяч царских рублей в год (сегодня это примерно миллион рублей). Для сравнения: министр царского правительства получал 25 тысяч.
Когда в России в 1917 году произошла большевистская революция, часть семьи эмигрировала, но был и те члены клана, которые решили остаться в СССР. Имущество Морозовых конечно же национализировали.
У Морозовых были большие коллекции искусства. После национализации какое-то время в Москве был даже Морозовский музей. Коллекцию музея затем разделили на между Эрмитажем и Музеем имени Пушкина. А на конфискованной даче Морозовых в Горках поселился пролетарский вожак Владимир Ленин.