Недавно я писала о том, что Милан подарил Петербургу статуи Петербургских архитекторов из Италии.
Я несомненно слышала имена этих архитекторов с самого детства, но назвать их вклад в город, не могла. И поэтому я решила в этом разобраться!
Я совсем не историк, но у меня есть большая страсть к изучению и систематизации истории Санкт-Петербурга.
1. Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771)
Сын скульптора, Бартоломео Карла Растрелли, которого в 1716 году с семьей пригласили в Петербург. Так, Франческо и оказался в Петербурге. Свое образование он получал сначала у отца, а потом в Европе. Здания, построенные архитектором сейчас находятся в России, Латвии и на Украине. Его работы являются наиболее ярким представлением архитектурного стиля елизаветинского барокко.
Если бы я хотела бы кратко охарактеризовать его, я бы назвала его "архитектор великолепных дворцов Петербурга".
В Петербурге архитектор построил следующие здания:
- Большой дворец (Петергоф, Разводная ул., 2);
- Большой Екатерининский дворец (Пушкин, Садовая ул., 7);
- Смольный Воскресенский собор (площадь Растрелли, 1);
- Воронцовский дворец (Садовая улица, 26);
- Строгановский дворец (Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46);
- Зимний дворец (Дворцовая наб., 32).
Все здания, построенные архитектором имеют невероятный шарм и помпезность, благородство для подчеркивания статуса Российской Империи.
Зимний дворец - одна из главных достопримечательностей города, выше которой еще 100 следующих лет на разрешали строить здания.
К сожалению, не все постройки архитектора сохранились до наших дней, а Большой дворец в Петергофе был полностью разрушен во время ВОВ, и восстановлен в 1952 году.
2. Антонио Ринальди (1710-1794)
Антонио Ринальди родился и получал свое образование в Италии. Первый раз приехал в Россию в 1751 году по приглашению графа К. Г. Разумовского. А при правлении Екатерины II стал придворным архитектором.
В черте города сохранился Мраморный дворец Ринальди (который очень похож на Королевский дворец в Итальянском городе Казерте, в котором Ринальди принимал участие при обучении, об этом вы можете прочитать в моей статьей Итальянских мест в Петербурге).
Интересно также то, что он выполнил ангела для Петропавловского собора, когда первый был разрушен.
Этого архитектора я бы назвала "ангелом Петербурга".
К другим постройкам архитектора относятся:
- Владимирский собор (улица Блохина, 26);
- Большой Гатчинский дворец (Гатчина, Красноармейский пр., 1);
- Катальная горка в Ораниенбауме (Краснофлотское ш., 6);
- Дворец Петра III в Ораниенбауме (Верхний парк, 2А Ломоносов);
- Китайский дворец в Ораниенбауме (Верхний парк, 7 Ломоносов).
3. Джакомо Кваренги (1744-1817)
Джакомо Кваренги родился и получал образование в Италии. В 1779 году, будучи архитектором со значительным опытом работу, его пригласили для работ в России в качестве архитектора двора ее величества.
Изначально контракт был подписан на 3 года, но в итоге Кваренги творил и строил Петербург 37 лет вплоть до своей смерти. Его вклад в строительство Петербурга является одним из самых большим.
Архитектор был строгим представителем архитектурного стиля классицизма.
Джакомо Кваренги оставил свой след в Петербурге в следующих строениях:
- Здание Петербургской академии наук на Васильевском острове (Университетская наб., дом 5);
- Эрмитажный театр (Дворцовая набережная, 32);
- Здание главного корпуса Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета (Садовая улица, 21);
- Дворец Юсуповых на Садовой улице (Садовая улица, 50-а);
- Малый Гостиный двор (Ломоносова ул., 2);
- Александровский дворец (Пушкин, Дворцовая ул., 2);
- Доходный дом Жеребцовой (Особняк Гагариной) (Дворцовая набережная, 10);
- Екатерининский институт (набережной Фонтанки, 36);
- Здание Смольного института благородных девиц (Смольный проезд, дом 1);
- Дача Дашковой (проспект Стачек, дом 45);
- Конногвардейский манеж (Исаакиевская площадь, 1);
- Мариинская больница (Литейный пр., 56).
Его я бы назвала: "Архитектор Петербургского классицизма".
4. Карл Иванович Росси (1775-1849)
Еще один архитектор, который оказался в Петербурге при переезде семьи. Отчима будущего архитектора, знаменитого танцора, пригласили в Россию в 1786 году. Свое образование Карл Росси начинает получать в России, а заканчивает в Италии. Первые задания как архитектор получает в Москве и Твери. А потом уже начинает создавать знаменитые виды города.
Благодаря проектам Карла Росси, появились такие красивые ансамбли как:
- Ансамбль Михайловского дворца с прилегающей площадью;
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба;
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода;
- Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (сейчас улица Зодчего Росси).
Это один из моих любимых архитекторов, которого можно величать, "создатель Ансамблей Петерубргско-желтого цвета".
Теперь я разобралась во всех этих Итальянских архитекторов. И это здорово! Потому что на мой взгляд, важно знать историю своего города!
Надеюсь, я и вам помогла в получении этих знаний.
POLYA FROM SPB