Найти тему
PRESIUM

Тренды в сфере управления персоналом 2020 (часть 2 — после)

Оглавление

Продолжаем рассказываем, с какими изменениями в контексте управления человеческими ресурсами сталкиваются современные компании, и какие преимущества это им дает.

1. Альтернативные формы занятости, как преобразовался тренд в 2020 году

Свыше 80% [2] россиян по рекомендации своих работодателей перешли на домашний режим работы из-за распространения в мире коронавирусной инфекции и невольно оказались на пороге эксперимента: тот, кто сможет адаптироваться к новой модели работы, вряд ли, захочет вернуться обратно: если посчитать даже один показатель – аренду – то все становится экономически очевидно.

Кроме того, как оказалось, удаленный формат способствует не снижению коммуникации между сотрудниками, а ее апгрейду по нескольким причинам:

1. Совещания проходят в формате видеосвязи, тоном приличия становится smalltalk: вопросы о том, как дела и как прошли выходные позволяют настроиться на общение и преодолеть ощущение социальной замкнутости.

Приведем в пример историю Кевина Снидера, управляющего партнера McKinsey & Company [3]: «Когда начался кризис, я стал рассылать всем кучу писем с огромным количеством информации. Но в тот день, когда моей маме исполнилось 80 лет, я добавил в переписку ее фото с тортом. В ответ люди стали слать свои снимки, и в итоге мы еще больше сплотились. Одно видеосовещание мы решили провести с домашними животными, и я вышел на связь с двумя котами. Но всех переплюнул коллега с лошадью! Мы узнали друг друга с новой стороны. В некотором смысле я сейчас даже ближе к коллективу, чем раньше, когда мы были рядом в физическом смысле».

2. Становится значимой выборка вопросов для обсуждения. Когда коллега или начальник не сидит за соседним столом и ему нужно написать в мессенджере или сделать видеозвонок, то важность вопроса сразу же определяется.

3. Ставится акцент на культуре обратной связи и благодарности. При дистанционной работе многие сотрудники общаются письменно, поэтому пожелания и требования к работе структурируются. Между тем, возможны недопонимания из-за того, что человек не видит эмоций, поэтому четкое обозначение того, что получилось и что вышло не совсем удачно при видеоразговоре дает возможность двум сторонам строить коммуникацию лучше.

Таким образом, конкретное место выполнения работы становится вторичным, главное – ее эффективность и оценка, поэтому нестандартная занятость в ближайшее время вполне может стать рутинной.

-2

2. Работники вне поколений, как преобразовался тренд в 2020 году

Остаться востребованным сотрудником во время пандемии можно только, если человек готов постоянно учиться – трансформация бизнес-процессов влечет за собой новые требования.

Положительным моментом является то, что усовершенствовать навыки достаточно просто – не нужно учиться годами или брать кредиты на оплату обучения: достаточно нажать несколько клавиш и оказаться в виртуальной аудитории. И если представителям поколения Y и Z это объяснять не нужно – для них онлайн-курсы и тематические марафоны будут родной стихией, то старшим сотрудникам еще не так легко в этом сориентироваться, но у них есть мотивация.

В американском отчете Data for Progress[6], подготовленный на основе опроса 2644 жителей США, сказано, что 52% респондентов в возрасте до 45 лет потеряли работу в период пандемии, в то время как среди людей старше 45 лет только 26% оказались в их числе.

Источник: Filesforprogress.org
Источник: Filesforprogress.org

Такой результат можно объяснить так: люди старшего возраста оценивают свое положение на рынке труда трезво и понимают, что им необходимо постоянно повышать свою квалификацию и предлагать руководителю эффективные решения, поэтому они постоянно держат руку на пульсе. Младшее поколение, наоборот, подчас себя переоценивает, поэтому кадровые решения подчас выносятся не в их пользу.

3. Ориентация на EVP, как преобразовался тренд в 2020 году

Сила социально ответственного бизнеса заключается в эмпатии тому, что происходит в мире. Многие компании приняли участие в изготовлении и поставке предметов, необходимых для защиты здоровья людей. Так, группа компаний «О3» [8], специализирующаяся на производстве антикоррозийных и огнеупорных покрытий, запустила проект по производству дезинфицирующих средств и продолжает снабжать ими традиционные бизнесы.

Другой пример – компания Apple [9] начала производить медицинские маски iShield, состоящие из прозрачного пластика и ремня, которые передаются в больницы для защиты медицинского персонала, лечащих больных COVID-19.

Подобные социальные проекты формируют благоприятный образ компании, в которой хочется работать.

-4

4. Организация цифровых рабочих мест, как преобразовался тренд в 2020 году

В 8-секундном ролике показано, что цифровой рабочей среде сотрудники смогут общаться между собой с помощью анимированных аватаров, а управление дисплеями будет осуществляться жестами

В период пандемии такой ролик не кажется футуристичным, потому что цифровизация стала главным бизнес трендом во всем мире. Компаниям, которые пока не планировали внедрять новые решения и только неспеша к ним подходили, пришлось перестраиваться буквально на ходу.

В кризисный период корпорации начинают считать деньги и тщательно планируют расходы, поэтому может показаться, что траты на технологии – это роскошь. Между тем, стратегически это будет неверное решение, так как считается, что до 2023 года [12] рынок технологий искусственного интеллекта в России будет расти на 30% ежегодно.

Сегодня уже недостаточно создать сайт компании и мобильные приложения, вести социальные сети и следить за технологическими новинками. Успех бизнеса кроется в полном преобразовании организационной структуры, вовлечении потребителей и удовлетворении их потребностей для получения рыночного преимущества.

Резюме:

1. Корпорации должны научиться задавать принципиально новые вопросы, которые могут помочь в управлении человеческими ресурсами. В частности, имеет ли значение, из дома или из офиса человек выполняет работу, если он делает ее успешно? Так ли важны стереотипы о возрасте, если сотрудник мотивирован учиться? Дает ли корпорация возможность эффективно работать с технологиями и создавать ценность для себя, компании, для общества?

2. Перспективные организации меняют свой подход, чтобы найти точку пересечения между бизнес-выгодой и мотивацией персонала. В ДНК организации внедряются альтернативные формы занятости, бизнес становится социально ответственным, в коллективе появляется искусственный интеллект, который помогает людям сформулировать новые смыслы и ценности.

Более 100 полезных статей про дизайн, выступления, обучение и визуальные коммуникации читайте в нашем блоге