Многие мечтают и ставят перед собой цель - совершить первый прыжок с парашютом и задаются вопросом, что для этого нужно? Нет, и вправду, когда собеседники узнают, что я прыгал с парашютом, то у них возникает неподдельный интерес и множество вопросов. Я подумал, что это отличная тема для моего блога, раз вызывает у многих интерес.
Предыстория
Было субботнее утро. Проснулся я около 6-6.30 утра, что в выходные дни для меня было неестественным. С другой стороны, понимание того, что день может быть продуктивным и я могу сделать много чего полезного, заставили меня отказаться от идеи поспать еще пару часов.
Желание, как собственно, и решение прыгнуть с парашютом возникло у меня спонтанно. Кстати, как раз в тот период у меня начинался "кризис четверти жизни", о котором я напишу поподробнее в другой раз. К слову, этот самый кризис и стал сподвижником того, что я перепробовал разные профессии и увлечения. Но не буду отходить от темы.
Примерно в 7 утра в социальной сети "Вконтакте" я уже изучал тематическую группу аэродрома, располагающегося в моей области, где предлагали совершить свой первый прыжок с парашютом.
Изучив, как мне показалось, достаточно информации, я таки принял решение сделать это. Я позавтракал, собрал вещи, закинул рюкзак на заднее сиденье, и уже около 8 утра мчал по трассе под песни AC/DC. Никаких предварительных звонков, записей. Я просто доверился случаю: повезет - прыгну, не повезет - зато хоть съезжу, посмотрю на этот аэродром.
GPS-навигатор заглушил припев Highway to hell фразой "Через 100 метров поверните направо". После поворота я проехал еще почти километр, и подъехал к КПП, где уже стояла очередь из 2-3-х машин.
Желающие прыгнуть с парашютом приезжали с друзьями, родными, которые прибыли в качестве "группы поддержки". В этот момент я задумался, что мне стоило бы тоже предложить эту затею друзьям и поехать с ними. Но вспомнив, что это было раннее утро субботы, и в лучшем случае они бы просто не ответили на звонок, я понял, почему я приехал один.
После записи в журнал посещений, припарковал машину на территории аэродрома, и пошел к месту скопления людей. На улице, около десятка ангаров, за столами сидели врачи, которые проводили обследование, опрашивали на наличие каких-нибудь болезней, которые не позволили бы совершить прыжок, и после прохождения медкомиссии, отправляли на кассу. Далее оплата и краткий инструктаж, который продлился с 9 утра до полудня.
Кстати, цена за прыжок с парашютом составила порядка 5 тысяч рублей (сумму назвал предположительную, с учетом курсовой разницы к валюте страны, в которой я проживаю. Также прошу учесть, что это было в 2017 году).
Ограничения и противопоказания были следующими:
- Минимальный вес - 55кг, максимальный - 90кг.
- Сердечная недостаточность
- Аритмия
- Заболевания ЦНС (центральной нервной системы)
- Остеопороз (хрупкость костей). Людям старше 40 необходимо проходить дополнительное обследование
- Серьезные травмы головного мозга и опорно-двигательного аппарата
- Беременным и кормящим грудью женщинам
Первый прыжок с парашютом можно совершить с 16 лет (с согласия родителей), с 18 при наличии документа, удостоверяющего вашу личность.
Краткий инструктаж перед первым прыжком с парашютом
Инструкторы еще несколько раз опросили желающих о том, имеются ли у них какие-нибудь противопоказания по здоровью, и ознакомившись с заключением медицинского осмотра, приступили к теоретической части.
Они рассказали нам вкратце о прыжках с парашютом, о своих достижениях на этом поприще, и посоветовали после первого самостоятельного прыжка с высоты 900 метров, обязательно попробовать прыжок с инструктором с высоты 4 км. Кстати, время, которое проводит человек в свободном падении при самостоятельном прыжке с высоты 900 метров - 3 секунды. Далее парашют раскрывается сам. Дергать ничего не нужно.
Нас познакомили с основным парашютом и запасной системой. Основной - учебно-тренировочная парашютная система Д1-5У (на спине). Запасной - З-6п (на груди). К слову, данной запасной парашютной системой комплектуют основные парашюты, не имеющих в своем составе запасного.
Объяснили как использовать стропы для регулирования купола парашюта и точности приземления.
На практической части инструктажа нам дали несколько физических упражнений на координацию, и приступили к моделированию ситуации. Нас разместили на борту учебного макета самолета АН-2, и учили правильно выпрыгивать из Кукурузника. После отработки данного элемента, мы перешли к "приземлению".
4 платформы разной высоты (от полуметра до двух метров) располагались на учебной площадке с песчаным покрытием. Обучение правильной технике приземления проходило поэтапно: отработка на платформе высотой полметра, далее один метр и т.д.
По окончанию инструктажа нам дали около получаса для легкого перекуса. Около 12.30 инструктор пригласил нас в один из ангаров, где нам выдавалась экипировка и, собственно, сами парашюты.
Закрепляли их работники аэродрома, а контрольную проверку проводили инструкторы. Основной парашют весил около 18 килограмм, запасной - порядка 6кг.
Честно говоря, стоять под палящим солнцем в куртке (кстати, штаны и верхняя одежда с длинными рукавами - обязательно), берцах и каске с экипировкой почти в 25 кг - такое себе. С другой стороны, от данной проверки зависела наша жизнь, так что можно и потерпеть.
Нас поделили на 2 группы по 9 человек. Я попал в первую, и вот после контрольного обхода инструкторами, мы последовали к Кукурузнику, еле забрались и разместились внутри него.
На борту самолета
Уже в самом самолете нас поделили на 3 группы по 3 человека. Каждого поочередно прикрепили к тросу в самолете карабином стабилизирующей системы, тем самым, создав последовательность прыжков. То есть если не прыгнет первый, то не прыгнут и остальные.
Пилот Кукурузника сообщил инструкторам, что мы набрали достаточную высоту. Дверь распахнулась, и раздался громкий гул, который был приглушен все это время.
Перед прыжком каждого, загоралась желтая лампочка, следовала предательская сирена и нас "выбрасывали" из самолета.
Первая тройка, как мне показалось, выпрыгнула спокойно, не издав ни единого крика или вопля.
Кстати, совсем забыл написать: на инструктаже нам объяснили, что нужно отсчитать вслух "501-502-503", затем взглянуть наверх, убедиться, что парашют раскрылся и крикнуть "Купол!". По словам инструкторов, именно по прошествии отсчета "пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три" проходит 3 секунды, потому что "один-два-три" можно проорать и за секунду.
Мужичок из второй тройки, конечно, немного развеселил тех, кому еще предстояло совершать "шаг в бездну":
Возглас сирены. Он выпрыгивает из кабины с криком "пятьсот один, пятьсоооооооо...", и последовало протяжное е* твою маааааааать
И вот, настало время третей группы. Первым в очереди был я. Крича, инструктор спрашивает у меня:
Видишь крест?
Да! - соврал я, думая лишь о том, зачем я на это подписался.
Отлично! - отвечает он.
В этот момент самолет накренился, и я чуть было не выпал из кабины, но меня вовремя ухватили за ранец. Я еще плотнее вцепился в дверную коробку самолета.
Шаг в бездну и свободный полёт
Спустя пару секунд прозвучала сирена, крик "ПОШЕЛ!"...
Как и учили на инструктаже, я постарался выпрыгнуть максимально далеко обеими ногами вперед из самолета. Мыслей по типу "вся жизнь перед глазами пронеслась" и прочее, в голове моей не было. Также как и не было отсчета "501-502-503".
На пару секунд мне показалось, что я уже даже умер. Как оказалось, просто каска сползла мне на глаза и я ничего не видел. После того, как я ее приподнял, сразу же посмотрел наверх, увидел раскрытый парашют и крикнул "Купол!".
К слову того самого "удара" при раскрытии я не почувствовал, плечо мне не выбило, и, собственно, никаких травм я не получил.
Магическим образом по обеим сторонам появились ручки строп управления. Схватившись за них, я судорожно начал искать огромный белый крест на земле (зона посадки). Вспомнив совет инструктора ориентироваться по трубам промзоны близлежащего района, я таки отыскал этот крест, который находился у меня за спиной. Развернувшись на 180 градусов, я начал управлять парашютом, осматривая округу с высоты, где у ландшафта нечеткие очертания, словно текстуры еще не прогрузились.
И вот, на высоте порядка 300 метров, как нам и рассказывали, все начало приобретать четкое очертание. Можно даже уже отличить кусты от деревьев. По полю в районе зоны приземления ездили два внедорожника УАЗ с сотрудниками аэродрома.
На этой высоте возникает ощущение, что скорость приземления стала в разы больше, потому что земля буквально надвигается на вас.
Я поджимаю колени, готовлюсь к приземлению. В конечной точке мне необходимо с усилием распрямить ноги и твердо приземлиться полной стопой на поверхность, чтобы ничего не сломать или не вывихнуть. Делаю все по методичке, пробегаю еще пару метров, а затем плюхаюсь на землю. Парашют протаскивает мое обмякшее тело по земле еще пару метров, а я лежу сгруппировавшись, и не веря, что все-таки сделал это.
Около 20 секунд я лежал не двигаясь. Затем до меня донесся крик одного из рабочих аэродрома:
Все в порядке? - спросил он
В этот момент я начал подниматься на ноги, и убедившись, что нигде ничего не болит, ответил ему:
Все окей! - крикнул я.
Он принялся укладывать парашют, затем помог мне снять его с себя и указал на ближайший УАЗ:
Садитесь к нему. Вас отвезут обратно на аэродром, - сказал он, и побежал за остальными приземлившимися.
Уже на самой базе я выпил чашку чая, поболтал с ребятами, обсудил впечатления от прыжка. После того, как эмоции более менее стихли, я поблагодарил всех и сел в машину. Знойное летнее солнце превратило салон авто в сауну. Я открыл все окна, завел двигатель и поехал домой уже под спокойную музыку. Ноги были "ватными" до конца дня. Но ощущения, которые я испытал от прыжка с парашютом в первый раз, с лихвой оправдывали весь мой остаток субботы, проведенный в горизонтальном положении на кровати.
Советы дилетанта
- Надевайте удобную одежду, закрывающую локти и колени, и которую не жалко испачкать. Джинсы крайне не рекомендую.
- Обувь. Кроссовки с плотной, твердой, толстой и плоской подошвой. Или ботинки с высоким берцами.
- Также советовал бы брать с собой собственную балаклаву, потому что там их не выдавали. О том, как чистят и дезинфицируют там шлемы, я не в курсе, поэтому тут на ваше усмотрение.
- Перчатки. Это, конечно, необязательно, но желательно (цельнопалые). Но после того, как я пересел с мотоцикла на четырехколесный транспорт, у меня остались перчатки, которые я тоже решил надеть.
- Также советую взять с собой два эластичных бинта для фиксации голеностопа, чтобы максимально обезопасить себя от травм во время приземления.
- Если уж вы решились, то идите до конца. Не надо отказываться, когда вы уже сели в самолет. Во-первых, вы задержите очередь во время "выборски". Во-вторых, вы в любом случае будете выброшены из самолета - либо выпрыгните сами, либо вас выбросят.
- Езжайте с друзьями/знакомыми/коллегами. И хотя вы там обязательно познакомитесь с другими, но все же приятнее разделить это с теми, кто будет вам ближе, чем новые знакомые.
Плюсы и минусы прыжков с парашютом расписывать я не буду. Просто потому что я не занимался/не занимаюсь парашютным спортом даже на любительском уровне, чтобы рассказать о каких-то тонкостях.
Спасибо всем, кто уделил время и дочитал до конца. Если у вас возникнут какие-нибудь вопросы, пишите в комментариях. Постараюсь ответить на них.