Есть популярное мнение: если не пробиваешь противника в нос или корму, можно забросить снаряд ему на палубу, как баскетбольный мяч в корзину.
Звучит логично. Стреляя, мы видим в прицеле, как снаряд взмывает вверх, летит по высокой дуге и почти отвесно падает на цель. Чем более навесная баллистика и чем больше расстояние до цели, тем выше вероятность пробить уязвимую палубу.
Так ли это?
Траектория полёта снаряда для нас выглядит так:
Прицел искажает перспективу — мы смотрим на снаряд снизу вверх, и он летит над нами. Взглянем со стороны.
Возьмём корабль с очень навесной баллистикой и начнём стрелять на максимальную дальность.
«Кольбер» стреляет по «Ямато» на 19 км, снаряд летит почти 19 сек:
Сбоку видно, что траектория гораздо более настильная. Здесь есть нюанс.
Игра верно показывает начальный и конечный отрезки траектории, а остальное упрощает. Поэтому иногда видно, как пролетающий над кораблём снаряд резко меняет траекторию и попадает в него, а трассер заметно «ломается».
Переместимся к «Ямато» и посмотрим, под каким углом падает снаряд на самом деле.
Оказывается, угол падения довольно далёк от 90 градусов. Этот график показывает угол падения снаряда в зависимости от дистанции.
На 17 км он составляет всего 27 градусов. Напомню — у «Кольбера» самая миномётная баллистика на уровне, одна из самых навесных среди всех крейсеров V-X уровней.
А что у линкоров?
Возьмём линкор с самой навесной траекторией и до предела увеличим дальность стрельбы. «Северная Каролина» имеет худшую баллистику на VIII–X уровнях и с корректировщиком стреляет на 32 км.
Я уточнила у разработчиков: на этой дистанции снаряд падает в цель под углом 42 градуса. Пробивает ли он палубу?
Палуба, как и любая другая броня, подчиняется правилу 14.3:
Делим калибр бронебойного снаряда на 14.3, если результат больше или равен толщине брони, она пробивается под любым углом.
Например, хотим узнать, пробьёт ли «Каролина» палубу «Чапаева» толщиной 27 мм:
406/14.3=28.3
Пробьёт.
А палубу «Зао» толщиной 30мм? Уже нет, потому что 28.3 < 30.
Чтобы пробить палубу «Зао», снаряд «Каролины» должен попасть в неё под определённым углом:
- если угол меньше 45 градусов, снаряд гарантированно срикошетит;
- 45-60 градусов — срикошетит с некоторой вероятностью;
- больше 60 — рикошет невозможен, палуба будет гарантированно пробита.
Чтобы гарантированно пробить «Зао» в палубу, «Каролине» придётся стрелять буквально с другой карты, т.к. самые большие карты в игре размером всего 40х40 км.
Наибольшая дальность стрельбы в игре у «Ямато» — 37 км с корректировщиком. Однако, и снаряд у него летит по более настильной траектории, следовательно, попадает под меньшим углом — 41 градус. Это точное значение, которое я также узнала у разработчиков.
«Ямато» пробьёт палубу «Зао», т.к. 460/14.3=32.16, а это больше 30, но его снаряд срикошетит от 35 мм палубы, например, «Риги».
Ни один линкор на всей своей возможной дальности стрельбы не способен пробить цель в палубу.
Исключение — если калибра снаряда хватает, чтобы пробивать её под любым углом.
А что насчёт крейсеров и эсминцев?
На VIII–X уровнях снаряды американских и британских эсминцев — «Марсо», «Фрисланда» будут с некоторой вероятностью пробивать палубу цели на дистанции от 12 км. Впрочем, тут их бронепробитие крайне низкое — 30 мм и меньше, и этого может быть недостаточно.
Также благодаря улучшенным рикошетным углам пробивать палубу могут британские лёгкие крейсера, дальше 16.5 км — тяжёлые американские, дальше 17.5 — лёгкие американские. У полубронебойных снарядов рикошетные углы гораздо лучше, чем у обычных бронебойных, и они тоже способны пробивать палубу.
Как правило, пробития на предельной дистанции, когда кажется, что снаряд попал в палубу — обычные пробития бронепояса, обшивки борта или оконечностей. Даже если снаряд действительно попадает в палубу, да ещё под нужным углом, не факт, что ему хватит бронепробития.
Поэтому стараться попасть бронебойками в палубу бессмысленно для всех линкоров и абсолютного большинства крейсеров с эсминцами.
Не забывайте подписываться и ставить лайк, если статья вам понравилась!