Телевизионные редакторы всегда находятся в поиске новых интригующих форматов передач - но с каждым годом удивить зрителя становится всё сложнее. Одним из самых излюбленных сюжетов на телевидении стало публичное разоблачение героя. Этакое "лобное место" 21 века: современная площадка для прилюдной казни. Это всегда интересно: остаётся лишь придумать, под каким соусом её подать.
Для телеэкранного низложения и развенчания придумано немало способов: это и ток-шоу, и популярные ныне "ДНК-шоу" (им я посвящу отдельный материал). Особую нишу среди них занимают леденящие душу испытания на детекторе лжи.
Но задумывались ли вы, насколько возможны подобные психологические процедуры в условиях телепроизводства?
Ничего кроме правды
Первая передача подобного формата появилась в Колумбии и носила название "Nada más que la verdad" (в переводе - "Ничего кроме правды"). По условиям телешоу ведущие задают гостям студии перечень вопросов - по нарастанию обнаруживающих всё большую неловкость. Чтобы выиграть значительный денежный приз, герой должен всегда отвечать правду. Формат оказался востребованным в 47 странах, в большинстве из которых он получил название «Момент истины» .
Забавно! Именно колумбийская версия шоу закрылось после того, как героиня призналась в попытке убийства. Продюсеры обеспокоились тем, какой непредсказуемый оборот может принять телепередача, вопросы в которой с каждой минутой становятся всё более провокационными.
Ложь на российском ТВ
Аналог колумбийской передачи на отечественном телевидении получил название "Детектор лжи". В 2010 году она вышла в эфир на Первом канале, а в роли ведущего выступил Андрей Малахов. Главный приз составлял 1 миллион рублей. Телешоу не получило большого успеха, и спустя год съёмки прекратились. Подготовкой отечественного аналога передачи занималась редакторская команда скандального ток-шоу "Пусть говорят" Андрея Малахова.
Формат передачи подразумевал 3 ключевых этапа до записи в студии. Участники, прошедшие большой кастинг, оказывались на собеседовании с психологом, и уже потом - проходили испытание на полиграфе. То есть, их ответы на вопросы были зафиксированы до финального визита в студию.
Эта передача породила бурю общественных обсуждений, в том числе, в печатных и электронных СМИ. Зрители возмущались откровенностью вопросов, тем, в какой ситуации оказывались герои и их родственники (которые должны были выступать в качестве группы поддержки, но получалось наоборот). Разоблачались измены, обманы на работе, скрытая годами зависть или презрение - и всё это на глазах у целой страны. Возможно, тогда российский зритель ещё не был готов к такому перетряхиванию белья... Проект закрыли.
В июле 2017 года на Первом канале выходит шоу "На самом деле". Вспыхнувший поначалу интерес к передаче объяснялся ореолом скандальности вокруг её первого телеведущего - Дмитрия Шепелева. Тогда его фигура ещё оставалась в тени после безвременной кончины его супруги Жанны Фриске, но уже несла за собой жёлтопрессный шлейф от раздутых на телеэкране семейных скандалов. Это и делёжка сына Платона с семьёй Жанны, и якобы пропавшие деньги со сбора на лечение певицы.
Однако в марте этого года нам представили нового ведущего передачи. Им стал Тимур Еремеев, один из прошлых героев передачи "На самом деле". Так в одном из череды скандальных выпусков (не без вмешательства экспертизы ДНК-теста) стало известно, что он является внебрачным сыном Спартака Мишулина.
"На самом ли деле" происходящее - правда?
В чём состоит принципиальное отличие передачи "На самом деле" от всех перечисленных выше... Герои передачи проходят испытание на полиграфе прямо в студии записи, на глазах у разношёрстной массовки, трёх экспертов, ведущего, съёмочной бригады и нас с вами - зрителей по ту сторону экрана.
В многочисленных интервью специалисты-полиграфологи отмечали, что чистота показаний испытуемого достигается только в стерильных условиях. А именно: в комнате, где задаются вопросы, помимо отвечающего и полиграфолога не должно быть ни души.
В противном случае, человек начинает волноваться, а значит, его эмоциональное состояние становится непригодным для проверки. Под пристальным взглядом телекамер участников тестируют в некорректных условиях!
Здесь мы могли бы прийти к выводу, что программа 10-летней давности с Андреем Малаховым соответствовала этим условиям и, следовательно, вызывает наше доверие. Однако нельзя забывать, что ход вопросов в комнате с полиграфом также снимался на камеру, что подразумевает (скорее всего) участие оператора.
Забавный факт: в одном из интервью известный полиграфолог Роман Устюжанин комментирует передачу "Детектор лжи" и, опираясь на свой широкий профессиональный опыт, заключает, что показанное на экране - не более, чем шоу.
А уже семью годами позднее он сам становится экспертом программы "На самом деле", где... прямо в телестудии сверяет показания полиграфа с высказываниями героев и выносит вердикт - ложь это или правда.
Чему верить? И уместно ли вообще разделение между истинным и ложным на телевидении, где балом правит шоу?
Решать зрителю - то есть, нам с вами.